print

Каждый, право, имеет право

Как закон защищает права авторов и интеллектуальную собственность. Интервью директора ИНТЕЛЛЕКТ-С.

16.07.2004 | Областная газета №186-187 | Марина Романова

Вы пишете стихи? Или вы рисуете картины? Даже если вы не профессиональный писатель, художник, композитор, а балуетесь» искусством в зависимости от настроения и атмосферных процессов, вы - автор, если из-под вашего пера, кисти, клавиш компьютера или музыкального инструмента выходят вещи, до сих пор не существовавшие. Другое дело, заинтересуют ли они кого-то еще, кроме вас и жены (мужа) - не об этом речь. Речь - об Авторе, которым человек становится с момента создания произведения. И о его защите: от плагиата, от использования его работы без гонорара, от переделок без согласия, и прочее.
Российское законодательство об авторском праве молодо. Если во Франции, например, оно сформировалось в конце XVIII века и с тех пор развивалось и совершенствовалось, то у нас фактически появилось десятилетие назад. В советские времена процветало представление "и все вокруг колхозное, и все вокруг мое". Отголоски подобного подхода все еще ощущаются.

Например, знаменитая история с Чебурашкой. По сути, это единственный исконно русский детский персонаж, получивший мировую известность. Придумал его конкретный человек, и даже всем известно, кто, но очень быстро Чебурашка вошел в фольклор и стал восприниматься как всеобщее достояние, и не только в нематериальной культурной сфере, но и вполне материальной производственной. Появились конфеты, сырки и прочие вкусности под этим кодовым для детского сердца названием. Эдуард Успенский успешно отстоял авторское право на Чебурашку в суде. А вот с Дядей Федором история вышла иная. В этом персонаже не обнаружили эксклюзива: и мальчики, и дяди, и Федоры существовали до Эдуарда Николаевича.

Закон гласит: всякий, кто после автора решит публично использовать его произведение или даже его часть (без письменного оформления передачи авторских прав), должен за это заплатить. Вот почему кафе и рестораны обязаны оплачивать поэту и композитору каждое исполнение их песен. На основании данного закона, а также уголовного кодекса, запрещено несанкционированное воспроизведение фильмов - видеопиратство. Однако пока оно будет экономически выгодно, оно будет процветать.

Активно нарушается авторское право в Интернете, причем нарушители нередко об этом и не подозревают, наивно полагая, что все, попавшее во всемирную сеть, становится всеобщим достоянием. Это не так, и здесь за использование нужно платить гонорар (если, конечно, не истек срок авторского права, который действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти).

Подробнее о перипетиях авторства — наш разговор с директором Агентства юридической безопасности "ИНТЕЛЛЕКТ-С" Евгением Шестаковым. Фирма участвует примерно в 10-15 "интеллектуальных" делах в год, и ее руководитель отмечает тенденцию увеличения их количества.

-Евгений Николаевич, что есть интеллектуальная собственность, как таковая?

-Все, что создано творческим трудом человека или группы людей. Делится она на две категории: промышленная собственность (использование достижений науки и техники в бизнесе и их защита) и непосредственно авторское право. Стандартные объекты, которые сегодня часто становятся предметом разбирательства, это товарные знаки, брэнды, изобретения, промышленные образцы, аудио-видео продукция.

-Сегодня на книжных прилавках можно увидеть книги сериала "Таня Гроттер" российского автора Дмитрия Емца, которые по оформлению, созвучности имени героя, сюжетом и темой ассоциируются с известными английскими произведениями о Гарри Поттере. Как можно оценить эту ситуацию с точки зрения авторского права?

-С этой точки зрения нарушений со стороны писателя, создавшего серию книг про Таню Гроттер, нет. Джоан Ролинг не обладает авторским правом на историю о детях-волшебниках. Она обладает авторским правом на свои книги, их части и главы. Здесь же прямого цитирования, насколько я знаю, нет.

-Но ведь ею создан особый, прежде не существовавший мир. Разве это не эксклюзив?

-В ее произведениях нет практически ничего, не существовавшего прежде в виде мифов, верований, литературных источников. Другой случай - мир Толкиена, там есть оригинальные персонажи названия; хоббитов придумал именно он.

-С житейской точки зрения подобная градация выглядит странно. Так что же, можно брать любое произведение и продолжать его на свой манер, лишь бы не "передирать" один к одному?

-Ни на идеи, ни на сюжеты авторского права нет; Они принадлежат всем. Элементы содержания (тема, сюжет, идеи) не являются объектами авторского права, охраняется только форма. Вот когда идея воплощается на каком-то материальном носителе, она уже подлежит охране. Но еще есть такое понятие, как защита от недобросовестной конкуренции. И если книга выходит на рынок, откровенно подделываясь под уже известную и раскрученную, и паразитирует на ее популярности, тогда в действие вступает антимонопольное законодательство. Впрочем, его карающая сила будет направлена не на автора, а на издателя.

-В нашей культурной истории немало случаев заимствования образов, сюжетов, персонажей у зарубежных писателей, куда более прямых, чем приведенный выше. Алексей Толстой и Александр Волков если не перевели, то переложили произведения других авторов, обозначив их как собственные. ЧТО говорит по этому поводу современное понятие об авторском праве.

-Деревянный человечек с длинным носом, действительно, был придуман не Алексеем Толстым, хотя он и дал ему другое имя. И если бы в свое время создатель Пиноккио захотел, думаю, он доказал бы свое авторство. В "Волшебнике Изумрудного города" тоже есть оригинальные персонажи, пришедшие из "Мудреца из страны Оз": Страшила, Железный дровосек. Но чтобы сделать корректные выводы о нарушении или не нарушении авторского права, требуется конкретный текстовой, литературоведческий, стилистический анализ.

-Лет десять назад на российских книжных прилавках появилось продолжение романа "Унесенные ветром". Читатели не хотели расставаться с полюбившейся им Скарлетт, желали счастливого конца, а автора давно нет в живых. Пришлось за перо браться нашим предприимчивым современникам...

-В законе есть понятие "национальное достояние". Некоторые творцы и их работы становятся достоянием национальной культуры. Например, на использование в качестве имени-фамилии героя сочетания "Евгений Онегин" должно быть получено» согласие у России. Подобным образом можно оценить произведение Маргарет Митчелл. Но это та декларативная норма, которая провозглашена, но не воплощена. Отсутствует прецедент, нет органа, который бы отслеживал такие вещи. Если конкретные люди начинают следить за соблюдением их собственного права как автора, то государства пока еще здесь пассивны.

-Итак, идея, какой оригинальной бы она не была, не принадлежит отдельному человеку. Образно говоря, буквы принадлежат всем. А стихотворение "Я вас любил" (в котором нет ни одного "эксклюзивного" слова) - только Пушкину... А информация? Существует ли авторское право на информацию?

-События, факты, информация о них не охраняются авторским правом. Использование информации из разных источников, по нашему законодательству, не нарушает ничьих прав. Однако если в подаче информации СМИ использует конкретную форму, которая уже была использована другим агентством, газетой, телеканалом, оно обязано дать ссылку на источник...

авторское право, интеллектуальная собственность

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности