RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Советы заемщикам по выбору банка

Заемщики по прежнему нуждаются в защите своих прав и интересов как в административном, так и в судебном порядке.

Руслан Исмагилов, ИНТЕЛЛЕКТ-С: «Если должнику угрожать, то он займет «глухую оборону» и всякого рода диалоги прекратятся»

12.08.2013 | Dengi59.Ru | Оксана Олейник

Навязывание услуг, неточная информация по кредиту, а также угрозы со стороны коллекторов – таковы основные проблемы в отношениях банка с клиентом, по мнению Роспотребнадзора. Банкиры говорят, что пермякам надо просто быть внимательнее, читая договор. Коллекторы в свою очередь утверждают, что угрозы – метод недобросовестных компаний, а серьезные организации этим не занимаются.
Роспотребнадзор постоянно твердит о недопустимости нарушения законов о защите прав потребителей при кредитовании граждан. Особенно актуальной эта тема стала в последние пять лет, подчеркивают в ведомстве. Но несмотря на работу в этом направлении, постановления о правонарушениях и рост судебных решений в пользу клиентов, это не привело к полному исправлению ситуации. И заемщики по прежнему нуждаются в защите своих прав и интересов как в административном, так и в судебном порядке.

«Проблемные места» взаимоотношений банка с клиентом

Основными проблемными вопросами Роспотребнадзор считает следующие:

  • Непредставление или несвоевременное предоставление информации о полной сумме выплат по кредитному договору и графике погашения этой суммы. Даже при наличии графика платежей итоговая сумма может отсутствовать, а сам кредитный договор и график перегружены информацией, не адресованной потребителю и затрудняющей понимание его обязательств. Кроме того, текст договора выполняется нечитабельным шрифтом.
  • Навязывание дополнительных (сопутствующих) услуг, в том числе в виде «обязательного» страхования.
  • Введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров (подмена кредитных договоров договорами об использовании кредитных карт).
  • Привлечение коллекторов, как правило, действующих вне правового поля, иногда – с использованием недопустимых средств устрашения, угроз и принуждения и др. 

    Наш комментарий:

    Руслан Исмагилов, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала Dengi59.Ru:

    Коллекторы, по большей степени, – это психологи и умелые переговорщики.

    Коллекторы, кстати, готовы поспорить с последним пунктом. Так, руководитель коллекторского отдела агентства ИНТЕЛЛЕКТ-С в Перми Руслан Исмагилов сказал, что крупные игроки данного рынка не позволяют себе таких методов взыскания, как угрозы. По его словам, этим занимаются лишь недобросовестные компании. «Коллекторы, по большей степени, – это психологи и умелые переговорщики, которые выслушают должника и совместно попытаются найти решение выхода из сложившейся ситуации, – отметил собеседник. – Если должнику угрожать, то он займет «глухую оборону» и всякого рода диалоги прекратятся, а, соответственно, главная цель по погашению долга будет не достигнута». Он также добавил, что положительно относится к стремлению ведомства различными памятками и административными протоколами изменить ситуацию в банковской сфере, так как для коллекторов это, в свою очередь, станет стимулом привести свои методики взыскания в соответствие с действующим законодательством.

    Но не все так позитивно настроены. Например, представители «Столичного коллекторского агентства» сказали, что не комментируют высказывания Роспотребнадзора и его главы, «особенно в свете того, что они опять активизировались против коллекторов».

    Банкиры говорят, что многие проблемы связаны с тем, что сама банковская система в нашей стране достаточно молода. «Зачастую в начале у нас появляется практика ведения бизнеса, а потом утверждаются правила, появляются новые законы или вносятся изменения в существующие нормы, регламентирующие эту деятельность. Ситуация с кредитованием – яркий тому пример», – сказал управляющий РОО «Пермский» ВТБ24 Светлана Щеголева. Именно поэтому, по мнению эксперта, возникают такие «проблемные места» и недопонимание между банками и клиентами. «Но если политика банка предусматривает длительное присутствие на рынке, а не извлечение сиюминутной прибыли, в его интересах быть честным с клиентами», – считает собеседница.

    Говоря о коллекторах, Светлана Щеголева отметила, что этот рынок сейчас действительно очень активен, и помощь таких специалистов особенно востребована при работе с розничными кредитами. «Например, ВТБ24 привлекает коллекторов в основном для работы с небольшими кредитами физических лиц без обеспечения, по которым самостоятельно вернуть долг не удалось и дальнейшее взыскание собственными силами, в том числе судебное, экономически неэффективно. – При этом доля переданных коллекторам долгов составляет пять–семь процентов всего проблемного портфеля».

    «Всегда внимательно читайте условия договора, – советуют эксперты Западно-Уральского банка Сбербанка России. – Это поможет понять все возможности предоставления кредита и его возврата. Помните, что вы всегда можете взять договор с собой, чтобы подробно с ним ознакомиться, а затем, приняв решение, обратиться в банк». Особое внимание в банке также советуют обращать на условия досрочного погашения кредита: в какой срок и в каком объеме возможно такое погашение.

    Как правильно выбрать банк?

    Чтобы обезопасить себя от возможных проблем с банком, Роспотребнадзор предлагает при выборе кредитной организации обращать внимание на следующие моменты:

    • Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Информация о лицензии должна быть представлена наглядно в месте заключения договора и указана в договоре.
    • Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию обо всех без исключения условия кредитования, в том числе платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением). Необходимо обратить внимание на ссылки на тарифы банковских услуг и программы кредитования. А принятию наилучшего решения поспособствует изучение предложений нескольких банков.

    Перед подписанием кредитного договора тщательно изучите его, посоветуйтесь со знающими людьми. В этих целях возьмите кредитный договор домой, более внимательно изучите его условия, особенно устанавливающие ваши обязанности. Убедитесь, что кредитный договор не содержит условий, о которых вам не известно или смысл которых не ясен.

    Отдельное внимание следует обратить на попытки введения граждан-заемщиков в заблуждение относительно их обязательств по сделкам путем использования в договоре специальных терминов (например, «аннуитетные платежи») без раскрытия их содержания. Постарайтесь узнать их значение.

    • Помните, что подписав кредитный договор (заявление-оферту), вы соглашаетесь со всеми его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых банк будет вправе обратиться с иском в суд.Кредитная организация обязана иметь вывеску с указанием фирменного наименования, адреса, режима работы и указывать всю эту информацию в договоре. При этом фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слова «банк» или «небанковская кредитная организация».

    коллекторские услуги, коммерческое право

    Похожие материалы

    Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


    Екатеринбург
    +7 (343) 236-62-67

    Москва
    +7 (495) 668-07-31

    Нижний Новгород
    +7 (831) 429-01-27

    Новосибирск
    +7 (383) 202-21-91

    Пермь
    +7 (342) 270-01-68

    Челябинск
    +7 (351) 202-13-40


    Политика информационной безопасности