RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Разрешите конфликт

Редакция попросила профессиональных юристов прокомментировать несколько спорных ситуаций.

22.10.2012 | Flamp.Ru

Фламперы часто описывают спорные ситуации, которые случаются у них во взаимоотношениях с компаниями. Редакция попросила профессиональных юристов прокомментировать несколько конфликтных кейсов.

Наш комментарий:

На вопросы редакции Фламп.Ру ответили юристы ИНТЕЛЛЕКТ-С Анна Устюшенко и Елена Рытова.

За помощью редакция Флампа обратились к Анне Устюшенко, партнеру Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, и Елене Рытовой, ведущему юристу этой же фирмы.

1. Можно ли зайти в туалет заведения общественного питания, ничего там не заказав? Есть ли закон, который это позволяет или разрешает?

Законодательство РФ не предусматривает правила пользования туалетом в общественном месте, к примеру, в кафе. Так как туалет находится на территории частного заведения, администрация кафе может устанавливать свои правила пользования туалетом только посетителями кафе. С правовой точки зрения объяснить это можно следующим образом: в соответствии с п.1 ст.426 ГК РФ заведения (например, кафе) оказывают услуги общественного питания, заключая с потребителями публичный договор. Его суть сводится к обязанности коммерческой организации заключить договор с каждым и всяким обратившимся, но только в отношении услуг, характерных для деятельности организации.

Кафе вправе пускать в свой туалет только клиентов, заказавших что-нибудь в этом кафе.

Иными словами, каждому, кто зайдет в кафе, должны будут подать заказанные блюда, предоставить место для посадки. Очевидно, что услуги туалета не являются «характерными» для деятельности общепита, а значит, требования положений ГК РФ о публичном договоре на эти отношения не распространяются, поэтому организация вправе осуществлять допуск в свой туалет только клиентов, пользующихся ее прямыми услугами.

2. Почему при покупке ноутбука говорят, что если я поставлю какую-либо другую ОС, то гарантия перестанет действовать? Правда перестанет?

В данной ситуации важно внимательно прочитать условия договора и определить, что именно является его предметом, а также что включает в себя гарантия. Рассмотрим варианты.

Редкий случай: предметом договора является некий «комплект», состоящий из ноутбука и операционной системы, а гарантия описана таким образом, что продавец дает гарантию в отношении тех качеств, которые связаны с работой операционной системы (например, скорость, совместимость с другими программами). В этом случае после замены ОС гарантия действительно может быть снята.

Часто: предметом договора является ноутбук (как набор «железа»), а установленная ОС значится как бонус. Если при этом в гарантийном талоне сказано, что гарантия установлена на ноутбук, и об операционной системе в нем речи не идет, а поломка никоим образом не связана со сменой операционной системы, то гарантия сохраняется в силу закона.

3. В кинотеатрах запрещают есть и пить принесенное с собой - это законно?

Запрет «есть и пить в кинозале в принципе» возможен, поскольку на законодательном уровне определено право кинотеатров самостоятельно устанавливать правила, обязательные для исполнения всеми пользователями услуг кинотеатров.

А вот запрет «есть и пить принесенное с собой, а не купленное в кинотеатре» незаконен, поскольку устанавливает дискриминирующее правило, что противоречит принципам публичного договора, заключаемого кинотеатром со зрителями.

4. Нужно ли сохранять упаковку от ноутбука/тв/микроволновки до окончания гарантийного срока?

Законодательство РФ не обязывает хранение упаковки от товара. В случае возврата некачественного товара, возврату подлежит весь товар, т.е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации (Приказ Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г. №160).

В случае обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то обмену подлежит товар с упаковкой (ст.25 закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»).

5. Если возникает подозрение, что врач в клинике или больнице навредил, а не вылечил, как поступить?

Ситуации будут варьироваться в зависимости от видов медицинских услуг, наличия гарантии и прочих обстоятельств. Общий алгоритм может быть следующим.

Первое. Обращение к лицу, оказавшему услугу с описанием проблемы (почему кажется, что «что-то не так»). Цель - выслушать мнение, возможно, решить проблему на месте (причина дискомфорта может быть установлена и устранена).

Второе. Если с некачественностью услуги исполнитель не согласился, следует обращение к нему с официальной претензией (в 2-х экземплярах, на одном из которых ставится отметка о принятии). В претензии описывается проблема и заявляется требование для ее решения (ст.29 закона «О защите прав потребителей»: а) бесплатно устранить недостатки выполненной работы; б) уменьшить стоимость выполненной работы (предоставить скидку); в) повторно выполнить работу; г) возместить потребителю стоимость работ по устранению недостатков третьим лицом). Срок удовлетворения требований по пунктам «б» и «г» - 10 дней с момента предъявления требований, по пунктам «а», «в» - в сроки для выполнения срочной работы того же рода, при отсутствии согласованных сроков - в срок, установленный договором для выполнения работы, выполненной ненадлежаще.

Третье. Отказ в удовлетворении требований потребителя в указанные сроки или отсутствие ответа - повод для обращения в суд. Следует иметь ввиду, что особенностью споров о защите прав потребителей, связанных с некачественно оказанными медицинскими услугами, является сложность доказывания факта некачественности. В суде для решения вопроса о качестве назначается экспертиза, которую проводят врачи.

Корпоративная этика врачей зачастую не позволяет выдавать отрицательные заключения по работе коллег.

Учитывая этот нюанс, рекомендуется проводить досудебную экспертизу по инициативе потребителя. Для этого последний должен найти экспертную организацию, оплатить ее услуги, провести экспертизу, приглашая на нее представителя исполнителя. При таком подходе экспертную организацию выбирает и оплачивает сам потребитель, поэтому риск получения неудовлетворительного для него заключения минимизируется.

В Екатеринбурге экспертизу по качеству медицинских услуг можно провести в Свердловском областном бюро судебных экспертиз (ул.Серафимы Дерябиной, 41).

6. Как вернуть деньги за некачественный товар, если при покупке мне не выдали чек?

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (возврат, замена товара). Отсутствие у потребителя чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (п.5 ст.18 закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»).

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности