print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Помахали кулаками

На Среднем Урале случился мимолетный, но яркий политический скандал

14.03.2016 | Эксперт-Урал

На Среднем Урале случился мимолетный, но яркий политический скандал: сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб и глава города Евгений Ройзман обратились в Свердловский областной суд с требованием признать недействительным закон о передаче градостроительных полномочий на уровень региона. По мнению авторов иска, документ противоречит Европейской хартии местного самоуправления, 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Градостроительному и Жилищному кодексам (описание позиции руководителей города заняло 19 страниц).

«Мы не рассчитываем найти понимания в областном суде, — комментировал ситуацию Евгений Ройзман. — За этим иском последуют иски в Верховный и Конституционный суды РФ. Градостроительные полномочия принадлежали Екатеринбургу с момента его основания, и никто не вправе отнимать их».

Спустя несколько дней после подачи заявления стало известно, что суд оставил его без рассмотрения. Причина — истцы не представили подтверждение того, что ответчики получили копию иска. Этот недостаток должен быть устранен до 25 марта.

Закон о перераспределении градостроительных полномочий между Екатеринбургом и областью принят в октябре 2015-го и вступил в силу с 1 января. Местная власть лишилась права утверждать генплан, выдавать разрешения на строительство, принимать решения о развитии застроенных территорий. Глава региона Евгений Куйвашев необходимость нововведений мотивировал тем, что многие застройщики годами не могут добиться от мэрии разрешительных документов. Вся протестная активность властей Екатеринбурга в момент обсуждения документа свелась к открытому письму Александра Якоба к председателю Заксобрания Людмиле Бабушкиной с призывом отклонить законопроект из-за «отсутствия объективных предпосылок для передачи полномочий».

Позиция области кристально прозрачна. Осенью 2014-го региональные депутаты приняли закон, согласно которому неразграниченные земли Екатеринбурга (около 40% общего фонда) перешли в ведение субъекта. Перераспределение градполномочий — логичное продолжение курса (тем более что скоро выборы, и регион стремится подмять под себя основные финансовые потоки).

Позиция мэрии вызывает куда больше вопросов. До последнего момента любое ущемление прав местной власти вызывало у екатеринбургских чиновников бурю негодования. Они моментально организовывали информационную атаку на областную власть и пытались забить эфир «единственно правильной» точкой зрения. Во время обсуждения законопроекта о перераспределении градполномочий ничего подобного не было. Недаром глава компании «ЛСР.Недвижимость-Урал» Владимир Крицкий в интервью «Э-У» заметил: «Администрация Екатеринбурга в этот раз практически не противилась нововведениям». Теперь же она решила помахать кулаками после драки, не особо рассчитывая на успех.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для сетевого издания «Эксперт-Урал»:

Цивилизация идет в обратном направлении, по пути децентрализации градполитики и передачи самостоятельности на муниципальный уровень. Город знает, как ему жить, лучше, чем кто-либо другой.

«В целом иск имеет смысл, поскольку объективно область явно вышла за пределы своих полномочий, — комментирует конфликт старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин. — Дело в том, что утверждение определенных нормативных актов, в том числе правил землепользования и застройки, и генпланов прямо отнесено к вопросам местного значения. Кроме того, часть изъятых у муниципалитета полномочий не может быть осуществлена в отрыве от иных землеустроительных вопросов, которые он продолжает курировать. Но само содержание иска оставляет противоречивое впечатление: вместо конкретных доводов о несоответствии областного закона градостроительному и земельному законодательству на 19 листах представлены достаточно общие рассуждения о недопустимости умаления прав муниципалитета со ссылками на позиции Конституционного суда РФ и Европейскую хартию местного самоуправления. В таком виде документ представляет собой набор формальных доктринальных тезисов и, по нашему мнению, перспектива его удовлетворения сомнительна. Кроме того, в иске разбирается не столько областной закон, сколько федеральные законы 2014 года, которые позволили перераспределять полномочия. А это вообще не в компетенции Свердловского областного суда.

Идеологически мы позицию мэрии Екатеринбурга, безусловно, разделяем. Регион, решающий, как развиваться городу в пространственном плане, — нонсенс. Цивилизация идет в обратном направлении, по пути децентрализации градполитики и передачи самостоятельности на муниципальный уровень. Город знает, как ему жить, лучше, чем кто-либо другой».

недвижимость, споры по недвижимости, строительство

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности