print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Поддельная продукция УВЗ – на черном рынке

Дилеры «ЧТЗ-Уралтрак» лично приходят к клиентам с товарной номенклатурой.

06.03.2017 | Правда УРФО | Елена Архипова

Производители контрафактной продукции выдавливают с рынка «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»). Под видом новой оригинальной техники и запчастей небольшие фирмы продают изношенные детали завода, приобретенные по цене металлолома. При этом продавцы нередко копируют название и логотип производителя, а также его дилеров. По оценкам представителей ЧТЗ, производители контрафакта уже заняли не меньше 10% рынка. Правозащитники предлагают бороться с нелегальной продажей техники и запчастей с помощью ФАС и полиции, хотя и признают, что правоохранительные органы, как правило, неохотно берутся за расследование подобных дел. Сами производители видят выход в создании баз данных произведенной техники и комплектующих, признавая, что расходы на эту деятельность в итоге будут покрываться за счет потребителя.

В настоящее время «ЧТЗ-Уралтрак» идет по пути усиления адресной работы с потребителями. В частности, представитель компании «Вигма» - дилера ЧТЗ - на заседании Союза золотопромышленников Урала настоятельно советовал приобретать продукцию у производителя либо его официальных представителей.

«После проведенной реструктуризации выпуск запчастей на заводе сократился. Если два года назад общий объем товарной продукции в месяц был на 220-230 миллионов рублей, то сейчас на 30-40 миллионов. Но суммарно спрос на запчасти не падает. На рынке появились подделки. Только по Челябинской области около 20 компаний продают продукцию якобы производства ЧТЗ. Часто изготавливают ее из бывших в употреблении частей. Бороться в тендерах с ними очень сложно. Документально к ним не придраться. Оригинальная продукция ЧТЗ стоит на 15% дороже», - рассказал «Правде УРФО» коммерческий директор компании «Вигма» Сергей Куркин.

По его словам, в Челябинской области значительное число компаний скупают старую технику ЧТЗ практически по цене металлолома. Так, бульдозер может обойтись в 50-150 тыс. рублей. После приобретения такие машины разбираются. Из некоторых частей спецтехника собирается вновь и продается под маркой ЧТЗ. Значительное число транспортных средств идет на запчасти. Не брезгуют продавцы контрафакта и прямой подделкой деталей.

«Шестерни часто нарезают из цельного куска металла. Такие детали изготовлены из более мягкого металла, чем оригинальные (литые) и служат 1-2 недели вместо 6-12 месяцев. Самодельной гусеницы хватает на 2 месяца, с завода – на 2 года. Хороший специалист-техник, сможет отличить оригинальную новую деталь от контрафакта, но конкурсы, как правило, проводят другие люди и ориентируются на цену», - приводит примеры Сергей Куркин.

Производители и продавцы фальшивых деталей нередко копируют названия производителя и дилеров, либо используют схожие. По словам Куркина, только ООО «ЧТЗ» в Челябинской области работают три, компании «Вигма», помимо самого дилера, две. Защититься от приобретения изделий у компаний-двойников возможно через проверку ИНН и прямой запрос к производителю.

На «ЧТЗ-Уралтрак» полностью разделяют озабоченность дилера. По словам директора предприятия по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами Андрея Печёркина, чаще всего подделывают либо продают под видом новой продукцию завода, пользующуюся повышенными спросом: ходовую систему трактора, трансмиссию, двигатель, шестеренку. Для защиты от контрафакта на ряд деталей, например, шестеренки, ставятся клейма. Предприятия машиностроения также «вводят специальные марки со штрих-кодами, но и эти вещи можно скопировать».

«Производители контрафакта забирают порядка 10% в нашем сегменте рынка деталей и готовых машин. В условиях экономической нестабильности потребитель стремится сэкономить и приобрести более дешевую продукцию, но нередко это сказывается на качестве. К нам поступают обращения от потребителей с жалобами на качество или гарантийные сроки, но это связано с первую очередь с разбирательствами с теми структурами, которые продали им эту контрафактную продукцию продукцию. У нас уже были случаи, что такие производители пытались использовать схожие наименования. По этому поводу мы обращались в ФАС. В результате несколько таких компаний было закрыто. В целом с проблемой контрафакта сталкивается очень много предприятий. Проблема тут связана с тем, что на законодательном уровне нет достаточно четких определений для оригинальной продукции и контрафакта. Кроме того, нужно четко доносить до покупателя, с чем он столкнется при покупке поддельной техники», - рассказал Андрей Печёркин.

Сам ЧТЗ указывает на своем сайте целый список компаний, продающих фальсификат, расположенных не только на Южном Урале, но в и Свердловской, Курганской, Новосибирской, Ростовской, Астраханской, Ярославской областях, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском крае, Москве и Дагестане. Некоторые из них действительно имеют схожие названия с производителем и крайне похожий товарный знак. Так, ООО «ЧТЗ» (Челябинский тракторный завод), например, представляет свою продукцию на сайте www.cheltrac.ru (сайт «ЧТЗ-Уралтрак» имеет похожий логин). При этом логотип компании очень близок к логотипу предприятия УВЗ. На вопросы издания, под какой товарной маркой продается продукция ООО «ЧТЗ» и другие представители компании ответить не смогли.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «Правда УРФО»:

Если логотип фирмы, продающей свою продукцию, близок до степени смешения, а изначально производитель уже имеет на него права, можно требовать убрать его с сайта.

«Если логотип фирмы, продающей свою продукцию, близок до степени смешения, а изначально производитель, в данном случае «ЧТЗ-Уралтрак», уже имеет на него права, можно требовать убрать его с сайта. Если речь идет о схожести товарного знака, такие действия являются недобросовестной конкуренцией. Необходимо обращаться в ФАС. Штраф за подобные нарушение - до 15% от оборота компании, производящей продукцию с использованием чужого товарного знака. Незаконное использование товарного знака карается и уголовным кодексом (статья 180 УК РФ). Но в данном случае нужно доказывать нанесение ущерба легальному производителю. К сожалению, полиция не любит эти дела расследовать. В ситуациях, когда под видом новой продукции пытаются продать старую, может идти речь о мошенничестве. Нужно внимательно смотреть конкурсные документы, часто в них не указывают, что деталь должна быть именно новой. Нужно также требовать сертификат и проверять его принадлежность к конкретной продукции у производителя. Нередки случаи, когда такие документы подделывают», - поясняет старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин.

По словам представителей таможенной службы, продажа контрафакта за рубеж довольно проблематична. Как правило, экспорт такой продукции пресекается.

«Торговая марка регистрируется в реестре интеллектуальной собственности на 3 года, указывается правообладатель, его доверенные лица (дилеры), лица для получения разрешения на использование товарного знака – обычно это адвокатские бюро. Грузоотправитель перед отправкой товара подает заявку в ФТС. В таможне вся эта информация при отправке товара проверяется. При несовпадении данных выпуск товара за рубеж будет остановлен», - рассказал источник издания в Уральском таможенном управлении ФТС.

«ЧТЗ-Уралтрак» и дилеры предприятия уже использовали юридические методы борьбы с производителями контрафакта. Однако глобально количество нелегальных продаж деталей производителя на рынке это не уменьшило, и на предприятии ищут новые методы защиты своей продукции.

«Одной из мер защиты является создание базы данных деталей. Например, в США при продаже самолетов и авиатехники введены такие базы данных. Расходы на их создание в итоге ложатся на потребителя. В России несколько лет пытаются ввести аналогичный опыт по продаже техники, но пока результатов нет», - заключает Андрей Печёркин.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

конкуренция, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности