RU   EN

print

Пирамиды кризиса

Неизбежным следствием ухудшения экономической обстановки становится рост активности различного рода финансовых пирамид.

18.01.2016 | УрБК

По мнению экспертов, причинами его становятся падение реальных доходов населения и отсутствие строгого контроля за деятельностью микрофинансовых организаций (МФО).

Активизация деятельности «финансовых проектов», сформированных по принципу сетевого маркетинга, была замечена ЦБ РФ еще в феврале прошлого года. Одним из признаков этой тенденции стала агрессивная реклама, которая распространялась через интернет, бесплатные газеты и объявления на заборах. «Примером такой деятельности являются интернет-сайты «финансовых проектов», в том числе работающих под наименованием «МММ», — отмечал регулятор.

Благодатной почвой для подобных проектов стали панические настроения среди населения, ставшие следствием экономического кризиса, в том числе и массовый отзыв лицензий у российских банков, а также стремительное обесценивание сбережений. Ощущение незащищенности накоплений, а также стремление сохранить их покупательную способность в ситуации нестабильности привели к тому, что многие граждане приняли решение инвестировать в весьма сомнительные проекты. Этим и воспользовались создатели финансовых пирамид, предложившие рынку самые экзотические виды «инвестирования».

«К сожалению, государство не предпринимает действий для полного искоренения подобных организаций. Более того, наше законодательство ставит в неравные условия конкуренции банки и пирамиды за деньги одних и тех же вкладчиков. Если посмотреть, как регулируются банки, то там 73 формы отчетности и строгий надзор со стороны ЦБ. В случае с МФО требуется уставной капитал — 10 тыс. руб., не требуется квалификации сотрудников», — считает Константин Селянин.

Другим фактором, определившим рост числа откровенно авантюрных проектов, часто — основанных на сознательном обмане, стало падение доходов населения, вызвавшее рост просрочки по кредитам. Вследствие этого в сфере сомнительных финансовых операций появилось еще одно явление — «раздолжнители».

Наш комментарий:

Андрей Тишковский, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала УрБК:

Создатели таких организаций обещают погашение ежемесячных платежей по кредитам или предлагают посреднические услуги с целью «освобождения» от долгов.

«Создатели таких организаций обещают погашение ежемесячных платежей по кредитам или предлагают посреднические услуги с целью «освобождения» от долгов, выманивая у заемщиков банков деньги под различными предлогами: вложение денег клиента в якобы сверхвыгодные активы и проекты с высокой доходностью, юридическая помощь в связи с якобы изменившимся законодательством или на ходу выдуманной перспективной оспорить кредитный договор», — отмечает руководитель отдела Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Андрей Тишковский.

Параллельно с этими новыми схемами избавления граждан от честно заработанных денег на рынке продолжают существовать и «классические»: пирамиды, построенные по принципу сетевого маркетинга. В условиях роста безработицы и массовых сокращений на предприятиях часто они представляются альтернативным способом заработка. Но на деле они также оборачиваются потерей средств.

Жертвами подобных схем, как правило, становятся люди с невысокой финансовой грамотностью. По словам независимого финансового аналитика Константина Селянина, такие вкладчики в предыдущие годы в первую очередь и были мишенью для сомнительных проектов.

Партнер юридической компании Legal Jazz Роман Фадеев считает, что число участников пирамид в 2016 году будет не таким большим, как в 90-е годы. По мнению специалиста, это обусловлено определенной долей скептицизма в настроениях вкладчиков по отношению ко всем организациям, которые работают с деньгами.

Впрочем, пирамиды готовятся к преодолению подобного скепсиса. Одной из заметных примет времени становится рост их рекламных бюджетов. Конечно, ситуация еще не далека от серединных 90-х, когда реклама пирамид занимала основной рекламный эфир на центральных телеканалах, но уже сейчас заметно серьезное изменение стратегии продвижения. Если еще несколько лет назад «финансовые проекты» заявляли о себе через социальные сети и бесплатные газеты, то к концу прошлого года типичная «пирамида» Good Life разметила материалы в крупных федеральных деловых изданиях.

Во многом это объясняется бедственным положением печатных СМИ, стремительно теряющих рекламодателей и готовых размещать на своих страницах материалы, которыми в более тучные времена они бы побрезговали. С другой, это говорит о росте возможностей авантюристов, равно как и об увеличении их аппетитов.

Наличие у данной компании специальной статьи расходов на рекламу в разговоре с УрБК признал представитель Good Life Владислав Плотников. Как отмечают специалисты, организаторы структуры рассчитывают, что платная реклама в совокупности с мимикрией под зарубежные компании должна создать позитивный образ в глазах крупных инвесторов.

Впрочем, даже в газетных публикациях Good Life допускает нарушения, которые свойственны финансовым пирамидам. Так, в своей рекламе компания обещает клиенту доходность на уровне 12% годовых в долларах США и евро.

«Любое обещание о доходности является нарушением закона о рекламе. Непонятно почему за этим никто не следит», — отметил Константин Селянин.

Впрочем, недавняя активность Good Life, по всей видимости, лишь открывает всеобщий сезон охоты пирамид на граждан, которые еще сохраняют признаки материального благополучия.

коллекторские услуги

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности