RU   EN

print

Параллельный импорт разрешат в ЕАЭС

В Евразийском экономическом союзе уже в 2016 году может быть разрешен параллельный импорт некоторых групп товаров народного потребления.

Евгений Шестаков: «Будет считаться, что товар законным образом введен в оборот правообладателем или официальным дистрибьютором сразу в 4-х странах»

25.03.2015 | Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД» | Ксения Содько

Усиление конкуренции

В данный момент параллельный импорт в ЕАЭС не разрешен, проще говоря, без одобрения правообладателя или дилера импортеры не могут завозить в союз товары. Это называется региональным принципом исчерпания прав интеллектуальной собственности. Ситуация может в корне измениться уже в следующем году, если Евразийская экономическая комиссия все-таки легализует параллельный импорт. «Введение параллельного импорта войдет в противоречие с принципом национального исчерпания прав, который установлен ст. 1487 ГК РФ. Однако, как представляется, экономическая активность оживилась бы, если бы страна отказалась от этого принципа в пользу международного исчерпания прав», - пояснила ПРОВЭДу Елена Жиряева, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС.

Легализация параллельного импорта в ЕАЭС, в первую очередь, не выгодна правообладателям и официальным дистрибьюторам. «Для них это может вызвать потерю части прибыли из-за усиления конкуренции. При этом правообладатель будет вынужден конкурировать со своим же собственным товаром. На добросовестных субъектов, которые не использовали запрет импорта оригинальной продукции для ограничения конкуренции, легализация параллельного импорта окажет незначительное влияние. Поскольку параллельный импорт предполагает ввоз на территорию России именно оригинальной продукции, «пострадают» в первую очередь хозяйствующие субъекты, которые не заинтересованы во внутрибрендовой конкуренции и появлении на рынке более дешевой и, возможно, более качественной продукции. В тех же сферах, где производитель изначально не допускал качественной или ценовой дискриминации российских потребителей, официальные дистрибьюторы окажутся в сопоставимых или более выгодных условиях с параллельными импортерами», - пояснил ПРОВЭДу советник юридической фирмы «ЮСТ» Дмитрий Серегин.

Наш комментарий:

Евгений Шестаков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для «ПРОВЭД»:

Легализация параллельного импорта произойдет между странами ЕАЭС, а не в принципе.

По словам Евгения Шестакова, управляющего партнера Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, после легализации параллельного импорта дистрибьюторы торговых марок, представленных в странах ЕАЭС, особенно если правообладатель предоставлял своему дистрибьютору эксклюзивные права в той или иной стране, теперь смогут спокойно продавать товар трансгранично внутри ЕАЭС. «То есть будут теперь конкурировать друг с другом. Будет считаться, что товар законным образом введен в оборот каждым дистрибьютором сразу в Казахстане, Армении, Белоруссии и России, в какой стране ЕАЭС он бы не находился», - отметил он.

Дело в нюансах

Однако в вопросах введения параллельного импорта в ЕАЭС есть несколько нюансов. Международные договоры и соглашения стран-участниц союза имеют статус международных нормативных актов и, в случае их ратификации законодательным органом нашего государства, приобретут наивысшую юридическую силу, в соответствии с Конституцией РФ. «Если это произойдет в отношении вопроса легализации параллельного импорта на территории ЕАЭС, то действие статьи 1487 ГК РФ по сути распространится на территорию стран-участниц. Это означает, что товар, поименованный в международном нормативном акте, введенный в оборот с согласия правообладателя товарного знака на территории одной страны ЕАЭС, не будет нарушать исключительное право владельца товарного знака в любой другой стране. То есть легализация параллельного импорта произойдет между странами ЕАЭС, а не в принципе. По прежнему нельзя будет ввозить, продавать товар, если владелец товарного знака, коим он маркирован, не дал на это разрешение в любой из стран ЕАЭС конкретному импортеру, или сам не ввёл его в гражданский оборот в одной из этих стран», - разъяснил Евгений Шестаков.

Выигрывает потребитель

А вот потребители в России от легализации параллельного импорта только выиграют. «Данное нововведение приведет к выравниванию цен и качества товаров, обращающихся на российском рынке, исключению дискриминации российских потребителей. Трудно предположить, что параллельный импорт приведет к удорожанию товаров или снижению их качества. Дорогой и некачественный товар, ввезенный без официальной поддержки правообладателя, не выдержит конкуренции», - сообщил Дмитрий Серегин.

В «ЮСТ» уверены, что качество ввозимых товаров в Россию после легализации параллельного импорта только улучшится, а государственный бюджет не пострадает от неуплаты налогов. «Часто можно встретить точку зрения, согласно которой параллельный импорт приводит к сокращению таможенных и налоговых платежей, а также продаже товаров, не предназначенных для использования в России, или с иными нарушениями законодательства о защите прав потребителей. Однако в данной позиции смешиваются несопоставимые понятия. Контрабанда, неуплата налогов и обман потребителей, безусловно, должны быть под запретом. Снятие запрета на параллельный импорт предполагает исключительно легальную деятельность импортера, а не легализацию контрабанды», - отметил Дмитрий Серегин.

Ударим импортом по импортозамещению?

Есть точка зрения, согласно которой разрешение параллельного импорта идет вразрез с программой импортозамещения в России: ввоз товаров увеличится, что отрицательно скажется на отечественных производителях. С этим мнением не согласен Дмитрий Серегин. «Импортозамещение предполагает не вытеснение с рынка продукции иностранного производства, а разработку отечественных аналогов. В случае же параллельного импорта потребитель получает товар, идентичный тому, который также ввозится, но официальным путем.

Если взглянуть на проблему со стороны поддержки локализации производства, то в исключительных случаях можно согласиться с кратковременным ограничением параллельного импорта, если правообладатель организовал в России производство товара того же качества, что и оригинальный, а не просто разместил свой товарный знак на российском товаре; он не допускает ограничения конкуренции на российских рынках или производимого в России товара достаточно для удовлетворения спроса и отсутствует дефицит. Данный инструмент должен рассматриваться как особая преференция, а не правило «по умолчанию» и проходить экспертизу с точки зрения антимонопольного законодательства», - сообщил эксперт.

Елена Жиряева уверена, что если параллельный импорт будет разрешен, его следует распространить на запчасти к уже ввезенной технике. «Так, в частности, существует «положение о порядке ввоза на территорию Таможенного союза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза». Этот документ утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. №294. В п.4 (а) Положения говорится, что если запчасти для обслуживания и ремонта ранее ввезенных готовых изделий ввозятся изготовителем или уполномоченным представителем изготовителя, подтверждения соответствия не требуется. В противном случае таможенные органы требуют сертификат соответствия на запчасти, что явилось новеллой по сравнению с ситуацией, существовавшей до 2012 года, и серьезно обременило внешнеэкономическую деятельность. Введение параллельного импорта на запчасти к ввезенной технике позволило бы убрать из законодательства ЕАЭС это положение», - резюмировала она.

антимонопольное регулирование, внешнеэкономические договоры, ВЭД, интеллектуальная собственность, конкуренция, международное право, международные товарные знаки, споры по ВЭД, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности