RU   EN

print

«Ваш бизнес может лопнуть через пару месяцев»

Губернаторы и мэры, внимание! Это придумали федералы, но расхлебывать - вам. ТОП смертоносных налоговых новшеств.

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С: «В любом случае новые налоги больно ударят по малому и среднему бизнесу, поставив его на грань выживания».

13.11.2014 | URA.RU | Антонина Курносенко

Бизнес готовится к новому натиску фискалов. Сразу несколько серьезных поправок в Налоговый кодекс обсуждаются на федеральном и региональном уровнях. Каждая убьет сотни компаний, умножит число безработных и заставит переписать ценники. Естественно — в сторону увеличения. Уральские защитники бизнеса и юристы специально для «URA.Ru» составили ТОП самых вредных для предпринимательства и экономики региона новаций. Изучайте и делайте выводы.

Почти все законопроекты в сфере налогообложения пока находятся в стадии обсуждения. Ясность, как именно возрастет налоговая нагрузка в 2015 году, появится ближе к концу декабря, считает президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок. Но судя по всему, готовиться следует к худшему. «Парламентарии, скорее всего, будут откладывать до последнего и примут сразу несколько непопулярных инициатив в последнюю сессию. Некоторые новации могут стать для бизнеса настоящим чёртом из табакерки», — говорит он. Лобок уверен: любое из обсуждаемых сегодня налоговых новшеств может привести к ухудшению положения бизнеса и инвестиционной среды. Одни только разговоры о росте аппетитов фискалов уже подталкивают бизнес к уходу в тень.

Платные туалеты исчезнут

Лидером по негативному воздействию все эксперты называют фиксированные муниципальные сборы для отдельных видов бизнеса. Проект подразумевает введение квартальных сборов за осуществление 22 видов деятельности (такси, парикмахерские, торговые центры, туркомпании, платные туалеты и т.д.). Разброс по базовым ставкам огромный — от 6 тыс. до 600 тыс. рублей. Конкретную величину сборов предстоит утверждать регионам в зависимости от ряда параметров. Взносы будут засчитываются в счёт уплаты региональных налогов, например, упрощённой системы налогообложения, пояснили в аналитической службе Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности — taxCOACH. Впрочем, как-то утешить бизнес-сообщество это обстоятельство не смогло.

«Понятно, что власти с учетом бюджетного дефицита ищут любые источники доходов. Но, похоже, депутаты теряют представление о реальности. Это предложение не приведет ни к чему хорошему. Предприниматели просто закроются или перейдут в теневой бизнес. Новыми поправками к Налоговому кодексу государство перечеркивает такие позитивные шаги, как введение патентной системы и выделение микробизнеса. Кроме того, введение подобных сборов приведёт к тому, что потребители почувствуют рост цен и ухудшение качества услуг. Причём недовольство населения будет направлено в первую очередь на местные власти, а не на федеральное правительство», — предупреждает исполнительный директор Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Людмила Варакина.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для информационного агентства URA.RU:

Некоторым утешением для свердловского бизнеса может служить только то, что в 2015 году сборы предполагается ввести в «пилотном» режиме всего в трех городах (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Против законопроекта высказались все общественные объединения бизнесменов, в том числе «Опора России» и «Деловая Россия». «Но, к сожалению, их мнение не является для государства определяющим», — отмечает старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин. Некоторым утешением для свердловского бизнеса, по его словам, может служить только то, что в 2015 году сборы предполагается ввести в «пилотном» режиме всего в трех городах (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), а уже впоследствии этот опыт может быть тиражирован на остальную Россию. «В любом случае новые налоги больно ударят по малому и среднему бизнесу, поставив его на грань выживания. Далеко не у всех получится „переложить" их на потребителей, подняв цены на свои услуги, поскольку в текущей финансово-экономической ситуации спрос на рынке либо уже падает, либо с трудом удерживается на текущем уровне. Повышение цен усилит падение спроса на услуги», — прогнозирует Речкин.

Никакой «упрощенки»

С 1 января 2015 года организации, находящиеся на «упрощенке» и «вмененке», которых в 2014 году лишили освобождения от уплаты налога на имущество, будут тратить на него огромные деньги. Со следующего года рассчитываться этот налог будет исходя из кадастровой стоимости, которая гораздо выше балансовой. «Регионам дана возможность провести необходимую подготовительную работу и начать взимать налог не позднее 2018 года. Но в Свердловской области решили не откладывать дело в долгий ящик и намерены начать взимать налог с административно-деловых и торговых центров площадью более пяти тысяч квадратных метров уже с 2015 года», — рассказал руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности — taxCOACH Ярослав Савин.

Соответствующий региональный законопроект пока не принят. Владельцы торгового бизнеса, которых немало и среди депутатов свердловского Заксобрания, активно этому противятся. Вопрос удалось заблокировать на прошлом заседании ЗССО, то же самое планируют сделать и на следующем. Как показывает анализ, при ставке в 1,5% от кадастровой стоимости в 2015 году налоговая нагрузка, как минимум по 20 объектам, возрастет от 1,5 до 5 раз. А для некоторых налогоплательщиков, ранее освобожденных от уплаты налога, нагрузка вырастет еще больше. Так, к примеру, ТЦ «Универбыт», не плативший ничего, будет должен отдавать ежегодно почти 5 млн рублей.

Кроме того, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предполагающий уменьшение критериев применения специальных режимов налогообложения до десяти раз. «Так, например, упрощённая система налогообложения сейчас предполагает критерий выручки в сумме 64 миллиона рублей в год. Если мы уменьшаем до десяти раз, то получается всего шесть миллионов рублей. Таким образом, реально по спецрежимам остаётся работать только микробизнес. С этой точки зрения путёвый малый бизнес и средний бизнес в нижней его части и попадут под муниципальные сборы, и лишатся спецрежимов налогообложения», — говорит г-н Савин.

Вал проверок и уголовок — новая реальность

Целый букет инициатив предполагает расширение полномочий налоговых органов и дружественных им ведомств. С 1 января 2015 года камеральные проверки станут очень похожими на выездные (в рамках поправок к ФЗ № 134-ФЗ). Отныне при камеральной проверке инспекторы смогут проводить допросы свидетелей или делать осмотры помещений. Раньше это было возможно только в рамках выездной налоговой проверки. А если будут обнаружены противоречия между данными из декларации по НДС и сведениями, выявленными налоговой, то инспекторы смогут потребовать всю первичную документацию, включая оригиналы договоров и журнал учета выставленных счетов-фактур.

В наступающем году ФНС получает возможность заблокировать счет компании, если налогоплательщик не представит декларацию в течение 10 дней после окончания установленного срока. Второй повод для блокирования — если в течение шести дней налоговая не получит от предприятия квитанцию, подтверждающую прием документов от контролеров.

Начиная с отчета за I квартал 2015 года в составе декларации по НДС будут отражаться данные из книг покупок и продаж. Это нововведение должно нанести сокрушительный удар по «обнальщикам», объясняют юристы из taxCOACH. Замысел ФНС в том, что данные из этих книг в автономном режиме будут сверяться с аналогичными данными, поступившими с отчетами по НДС от всех поставщиков и покупателей этого налогоплательщика, выявляя расхождения.

Таким образом, налоговики смогут тотально увеличить охват своего анализа, а кроме того, сократить время на проверочные процедуры. «Налогоплательщику уже не придется рассчитывать на то, что налоговая выявит не всех его «проблемных» контрагентов в ходе проверки», — добавляет Ярослав Савин.

Минимизировать налоговую нагрузку будет все сложнее. С весны в Госдуме лежит законопроект, с помощью которого почти любое деяние налогоплательщика в этой области можно подвести под «злоупотребление правом». Эта инициатива позволит налоговым органам ссылаться на конкретные нормы закона в делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Что, конечно же, укрепит позицию налоговых органов в судах.

Ura.ru

10 октября Госдума уже приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который якобы возвращает старый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. На деле, по словам юристов, речь идет об ужесточении уголовного преследования за налоговые преступления. «До медведевских поправок, даже возбуждая уголовное дело без налоговой проверки и отправляя его в суд, следственные органы рисковали получить дело на «дослед», с необходимостью дождаться проведения налоговых мероприятий. Принятые поправки придают налоговому органу в вопросе оценки самого факта неуплаты налогов статус справочного бюро, которое выдает справки, не проводя контрольных мероприятий, а действуя каким-то иным способом. Справка она на то и справка — для следователей официально обязательной не является. Более того, следователь вообще может и не дожидаться ответа налогового органа (его должны предоставить в течение 30 суток), возбудив дело при «наличии повода и достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления». Данный порядок сковывает движения обвиняемого и его защитника, а правоохранительным органам упрощает расследование», — отметил Савин.

Офшоры лишают выгоды

С повышением налогов связан обсуждаемый в рамках «деофшоризации» законопроект «о контролируемых иностранных компаниях». Весь год бизнес пытался договориться с государством в лице Минфина и Минэкономразвития о правилах налогообложения в РФ доходов иностранных компаний, контролируемых российскими налогоплательщиками. Но в конце октября 2014 года законопроект о КИК был внесен в Госдуму в редакции, не учитывающей основные пожелания бизнеса.

«Крупному бизнесу не удалось убедить Минфин не распространять действие закона исключительно на офшорные юрисдикции, ни даже снизить ставку налога для иностранных компаний, превышение которой влечет применение закона. Внесенный законопроект предусматривает применение закона к организациям из любых иностранных юрисдикций, в которых ставка налога на прибыль организаций менее 3/4 российской (то есть менее 15%). Для государства это принципиальная цифра, иначе под действие закона не попал бы Кипр, где ставка корпоративного налога на прибыль составляет 12,5%», — говорит Роман Речкин.

Закон должен вступить в силу 1 января 2015 года. С 2016 года российские граждане и организации обязаны будут уплачивать по правилам НК РФ налог с доходов контролируемой ими иностранной компании, если доля их участия в ней превысит 50%. С 2017 года порог владения, порождающий обязанность по уплате налога, будет снижен до 25%.

Ложка меда в бочке дегтя

Просветы в налоговом законотворчестве, хоть и крайне робкие, все же наблюдаются. Ожидается, что в 2015 году будет принят законопроект о создании института налоговых консультантов. Это, по словам Людмилы Варакиной, сократит число ошибок при заполнении деклараций, а также снизит для бизнеса коммерческие риски.

С 2015 года на шесть лет отдельным категориям предпринимателей будут предоставлены льготы по уплате налогов. Они будут предусматривать либо полное освобождение от уплаты налогов, либо частичное снижение налоговых ставок. Однако преференции будут распространяться не на всех предпринимателей, а только на вновь зарегистрированных, в том числе перешедших с упрощённой налоговой системы на патентную. При этом регионы сами будут определять условия налоговых каникул, в том числе смогут отменять предоставленные льготы. «Скорее всего, на территории Свердловской области в условиях дефицита бюджета, налоговые каникулы местные власти могут и не принять», — не исключила Людмила Варакина.

Государство имеет право на увеличение налоговой нагрузки и будет им вовсю пользоваться, уверен член экспертной группы при уральском представительстве Агентства стратегических инициатив Александр Трахтенберг. «Другое дело, что нагрузка эта должна быть очень точечной. Например, торговлю явно можно дозагружать налогами. Учитывая, что она активно развивается, а сети открываются. Ничего материального торговцы не производят. Почему она должна иметь такую же нагрузку как рядом стоящий завод?» — задается вопросом эксперт. Он призывает не путать ритейлеров с торговыми центрами, которые, напротив, следует поддерживать, поскольку, инвестируя в строительство крупных торговых объектов, этот бизнес приносит государству «как минимум НДФЛ тех арендаторов, которые потом занимают торговые площади».

Просветы в налоговом законотворчестве, хоть и крайне робкие, все же наблюдаются. Ожидается, что в 2015 году будет принят законопроект о создании института налоговых консультантов. Это, по словам Людмилы Варакиной, сократит число ошибок при заполнении деклараций, а также снизит для бизнеса коммерческие риски.

С 2015 года на шесть лет отдельным категориям предпринимателей будут предоставлены льготы по уплате налогов. Они будут предусматривать либо полное освобождение от уплаты налогов, либо частичное снижение налоговых ставок. Однако преференции будут распространяться не на всех предпринимателей, а только на вновь зарегистрированных, в том числе перешедших с упрощённой налоговой системы на патентную. При этом регионы сами будут определять условия налоговых каникул, в том числе смогут отменять предоставленные льготы. «Скорее всего, на территории Свердловской области в условиях дефицита бюджета, налоговые каникулы местные власти могут и не принять», — не исключила Людмила Варакина.

Государство имеет право на увеличение налоговой нагрузки и будет им вовсю пользоваться, уверен член экспертной группы при уральском представительстве Агентства стратегических инициатив Александр Трахтенберг. «Другое дело, что нагрузка эта должна быть очень точечной. Например, торговлю явно можно дозагружать налогами. Учитывая, что она активно развивается, а сети открываются. Ничего материального торговцы не производят. Почему она должна иметь такую же нагрузку как рядом стоящий завод?» — задается вопросом эксперт. Он призывает не путать ритейлеров с торговыми центрами, которые, напротив, следует поддерживать, поскольку, инвестируя в строительство крупных торговых объектов, этот бизнес приносит государству «как минимум НДФЛ тех арендаторов, которые потом занимают торговые площади».

налоговое планирование, налоговое право, налоговые проверки, налоговые споры, офшоры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности