print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Необоснованные требования и ограничения

Минэкономразвития не поддержало поправки к законопроекту о регулировании деятельности интернет-агрегаторов товаров и услуг.

Роман Речкин: «Нет никакого пробела в правовом регулировании, который оправдывал бы необходимость введения в законодательство нового понятия».

25.08.2017 | Новая адвокатская газета

Ранее эксперты, опрошенные «АГ», неоднозначно оценили проект закона, указав на надуманность проблемы и отсутствие правового пробела, который оправдывал бы введение в законодательство нового понятия.

Министерство экономического развития РФ опубликовало отрицательный отзыв на проект поправок к законопроекту Роспотребнадзора о введении правового регулирования деятельности товарных агрегаторов в Интернете.

Напомним, принятым в первом чтении проектом закона предлагается ввести в законодательство понятие «агрегатор товаров (услуг)». Такие агрегаторы будут выступать в качестве самостоятельных субъектов ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товарах и услугах. Также проект закона устанавливает обязанность агрегаторов доводить до потребителя информацию о товарах или услугах и ответственность за нанесенный ущерб, связанный с предоставлением заведомо неверной информации.

В месячный срок со дня принятия законопроекта в первом чтении подготовлены поправки и уточнения к нему, на которые Минэкономики дало отрицательный отзыв в ходе процедуры оценки их регулирующего воздействия. Ведомство указало, что размещенный проект поправок к законопроекту не в полной мере соответствует ранее согласованным решениям и нормам, в том числе рассмотренным на совещании у министра Михаила Абызова в июне. Также внимание обращено на то, что в документе сохраняются два существенных пробела, которые могут привести к необоснованным требованиям и ограничениям у добросовестных участников рынка.

Во-первых, положениями поправок предусмотрено, что агрегатор несет ответственность за достоверность информации как о товаре, так и о продавце. Вместе с тем в другой части документа указано, что агрегатор освобождается от ответственности за причиненные потребителю убытки в случае, если продавцом была предоставлена недостоверная информация о товаре или услуге, но несет ответственность за информацию, предоставленную продавцом о себе. «Юридические лица, будь то агрегатор или продавец (исполнитель), не обладают контрольными полномочиями по осуществлению мониторинга достоверности предоставляемых сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях», – подчеркивает Минэкономики.

Во-вторых, в соответствии с другим положением проекта поправок агрегатор всегда несет ответственность за убытки, причиненные потребителю недостоверной информацией. При этом не учитывается ситуация, когда потребитель, воспользовавшись справочными данными или рекламой, представленной на сайте агрегатора, перешел на страницу продавца и самостоятельно заключил с ним договор купли-продажи или возмездного оказания услуг. «В случае применения проектируемых норм потребитель сможет предъявлять необоснованные претензии к агрегатору», – говорится в отзыве.

В конечном счете ведомство в своем заключении указало, что проект поправок содержит положения, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, приведут к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для «Новой адвокатской газеты»:

Законопроект представляет собой пример излишнего правового регулирования, когда законодатель пытается ввести специальные нормы, несмотря на то что ситуация и так урегулирована законодательством.

Напомним, комментируя законопроект, принятый в первом чтении, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин высказал мнение, что документ представляет собой пример излишнего правового регулирования, когда законодатель пытается ввести специальные нормы, несмотря на то что ситуация и так урегулирована законодательством.

По словам Романа Речкина, для потребителя не имеет значения, действует ли лицо, продающее товар, от своего имени или является агентом. Если такое лицо согласовало предмет договора и получило от потребителя деньги, именно оно и является продавцом или исполнителем услуги для потребителя.

Эксперт добавил, что в случае, если такой агрегатор не заключает договор с потребителем, а только осуществляет расчеты, его правовой статус регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Поэтому нет никакого пробела в правовом регулировании, который оправдывал бы необходимость введения в законодательство нового понятия.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности