print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Мошенничество с банковскими картами Сбербанка

«Мобильный банк» Сбербанка: как у клиентов «уводят» деньги.

05.08.2014 | УрБК 

В последнее время участились случаи мошенничества с банковскими картами через систему смс-банка Сбербанка России. Так, при смене сотового номера клиенты кредитных учреждений рискуют потерять все свои деньги с карты. Дело в том, что когда старый номер клиента банка попадает к новым владельцам, то вместе с ним абонент может получить и доступ к банковскому счету, если была подключена услуга «мобильный банк». Пользуясь удобным случаем, злоумышленники с помощью смс «уводят» денежные средства с карт. Зачастую жертвами мошенничества становятся клиенты Сбербанка России. В редакцию УрБК обратился мужчина, у которого на днях с карты банка таким способом «увели» денежные средства. По мнению экспертов, вернуть средства пострадавшему клиенту должно кредитное учреждение.

«Мобильный банк» Сбербанка — это простой смс-сервис, с помощью которого клиенты могут управлять счетом с помощью сотового телефона. Информация обо всех операциях по картам приходит владельцу карты на мобильный в виде сообщений. С помощью этого сервиса клиенты могут совершать платежи, переводы и другие операции через телефон в любое время. При этом если клиент банка меняет номер телефона, а банк не удаляет его из базы, то карточным счетом можно управлять с двух номеров: нового и старого.

Подобным образом пострадал клиент Сбербанка. В конце июня владелец социальной карты Maestro, на которую он получает пенсию, поменял номер сотового телефона, к которому был подключен мобильный банк.

«В конце июня я поменял номер сотового телефона. Обратился в отделение банка, где попросил старый номер вычеркнуть из договора и системы «мобильный банк». Мы составили заявление, я его подписал. Мне сказали, что теперь сообщения будут поступать на новый номер. Но буквально 3 августа мне пришло смс, что с помощью моего старого номера оплачены какие-то услуги сначала на 100 руб., а потом на 8 тыс. руб. Всего на карте было чуть больше 11 тыс. руб. Я попытался позвонить по старому номеру — тот был отключен. Тогда я обратился в ближайшее отделение Сбербанка и написал заявление. Мне сказали, что оно будет рассмотрено в срок от 7 до 30 дней», — рассказал потерпевший.

Сразу после этого клиенту Сбербанка пришло смс на новый номер, что старый номер отключен от услуги «мобильный банк» по его карте. Также клиент банка написал заявление в полицию.

Однако в пресс-службе Уральского банка Сбербанка России пояснили, что данным клиентом не было оформлено заявление об отключении старого номера.

«Клиент обратился в офис только для подключения нового номера, но заявления об отключении старого не написал. Эта процедура не происходит в автоматическом режиме, поскольку пользователям предоставлена возможность «привязать» к «мобильному банку» сразу несколько телефонных номеров», — сообщили в банке.

Сейчас в кредитном учреждении выясняют, почему клиентом не было оформлено письменное заявление об отключении старого номера, и были ли допущены какие-то ошибки сотрудниками банка при взаимодействии с клиентом. Если такие ошибки будут выявлены и подтвердится факт мошенничества со стороны третьих лиц, банк вернет деньги. Когда клиент сам забывает отключить свой прежний номер от «мобильного банка», и в результате этого происходит хищение, средства банком не возвращаются.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для УрБК:

Этот вопрос сейчас регулируется статьей 9 федерального закона «О национальной платежной системе».

По словам старшего партнера Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Романа Речкина, этот вопрос сейчас регулируется статьей 9 федерального закона «О национальной платежной системе». Она предусматривает, во-первых, обязанность банка уведомлять клиента о каждой совершенной операции (в порядке, установленном договором, обычно это смс-информирование), во-вторых, если операция совершена без согласия клиента, он должен сразу же после того, как ему стало известно о такой операции, уведомить об этом оператора (банк). В этом случае оператор (банк) обязан возместить клиенту деньги по операции, совершенной без согласия клиента, после получения указанного уведомления.

«Поскольку при смене номера клиент уведомлял об этом банк, в подобной ситуации вина банка практически бесспорна. Поэтому есть вероятность, что банк возместит клиенту потерянные деньги без обращения в суд. Если такое соглашение с банком не будет достигнуто, эти деньги, скорее всего, взыщет в пользу клиента суд», — считает юрист.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов подчеркивает, что важно определить, с чьей стороны была допущена халатность — банка или сотового оператора.

«Если данные действия продиктованы халатностью оператора связи, то все убытки, связанные со случайной передачей информации третьим лицам, несет виновное лицо, в данном случае оператор сотовой связи. В дальнейшем если будет подтвержден факт мошеннических действий со стороны получателя данной информации и использования её в своих интересах, то в рамках уголовного преследования возмещение ущерба будет отнесено на него», — пояснил Артем Денисов.

По его словам, если идет речь о мошеннических действиях с использованием Интернета, то технически нет никакой сложности отследить, куда уходила информация, как она была использована, с какого IP адреса. Привлечение к уголовной и гражданской ответственности, как правило, идут параллельно и не мешают друг другу. Обычно чтобы упростить доказывание факта причинения убытков, осуществляется уголовное преследование, затем по материалам уголовного производства и в его рамках заявляется гражданский иск.

В Сбербанке подчеркнули, что большинство подобных ситуаций происходит именно из-за забывчивости клиентов.

«При смене телефонного номера, к которому привязана услуга sms-информирования по банковской карте, мы рекомендуем оперативно обратиться в банк и отключить старый номер от этого сервиса. Это позволит избежать попадания информации о ваших банковских операциях к посторонним людям и возможного мошенничества. Банк не может самостоятельно отследить смену собственника мобильного номера, а отключить «мобильный банк» имеет право только сам клиент по письменному заявлению», — пояснили в пресс-службе банка.

Впрочем, такая история с мошенничеством с банковскими картами Сбербанка через систему «мобильный банк» не редкость, Интернет переполнен подобными рассказами.

Еще об одном инциденте стало известно в прошлом месяце. Так, одна из жительниц поселка Северка Свердловской области, которая также является клиентом банка, лишилась своей зарплаты. По ее словам, 15 июля она получила зарплату на карту Сбербанка — 22 тыс. руб. Правда, снять средства в тот же день не удалось из-за большой очереди у банкомата. Однако уже вечером выяснилось, что все деньги с карты уже кто-то снял через «мобильный банк».

Некоторое время назад женщина также сменила номер сотового телефона, к которому была прикреплена банковская услуга. При этом клиентка банка обращалась в отделение с просьбой переключить «мобильный банк» на другой номер. Однако никакого заявления написать не попросили. Уведомления об операциях по карте стали просто приходить на новый номер.

После инцидента с пропажей средств в банке выяснили, что старый номер клиента тоже работал, и к нему был подключен «мобильный банк». Также в кредитном учреждении пояснили, что украденные деньги ей не вернут, потому что она не написала заявление на отключение старого номера телефона.

По словам экспертов, в случае отказа банка возвращать украденные средства с карт клиенты кредитного учреждения могут обратиться в суд.

Но самой неприятной как для самого банка, так и для его клиентов стала бы версия о том, что к пропаже денег с карт могут быть причастны непосредственно сотрудники кредитного учреждения.

банковское право, защита банков, коммерческие споры, коммерческое право, экономические преступления, юридические консультации

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности