print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Мнения юристов о госзакупках

Заказчики часто злоупотребляют правом формировать условия контракта.

09.12.2011 | ИА REX

«То, что ФЗ-94 несовершенен и нуждается в существенной корректировке, если не в замене иным, более проработанным законом, не вызывает сомнения почти у всех участников отношений в сфере госзакупок», - заявила корреспонденту ИА REX старший юрист ЮЦ «Глосса», руководитель практики «Государственные закупки» Анастасия Котельникова, комментируя судебный случай с невыполнением заказчиком условий договора по госзакупке.

По её словам, для того, что подобных случаев не было необязательно вводить реестр недобросовестных заказчиков, поскольку он существенно не исправит ситуацию. «По моему мнению, необходимы такие меры, как обучение должностных лиц госзаказчика, введение уголовной ответственности за грубейшие нарушения должностных лиц заказчика, введение административного порядка расторжения контрактов с участием ФАС, обязание заказчиков указывать обоснование начальной максимальной цены и источники информации, которые заказчик использовал при её определении, введение процедуры дисквалификации должностных лиц заказчиков и прочие меры», - пояснила Котельникова.

Наш комментарий:

Андрей Тронин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для ИА REX:

В цели регулирования «закона о госзакупках» никогда не входил контроль за исполнением контракта со стороны заказчика.

Руководитель практики «94-ФЗ: конкурсы, аукционы, котировки» Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Андрей Тронин, в свою очередь, подчеркнул, что в цели регулирования Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в широких массах известного как «закон о госзакупках», никогда не входил контроль за исполнением контракта со стороны заказчика. По его мнению, это минус, поскольку право формировать условия контракта принадлежит заказчикам, а они этим правом весьма часто сознательно злоупотребляют. Участник же может либо согласиться с предлагаемыми условиями, либо не участвовать в закупках.«Возможно, ситуацию спасут законодательные изменения, предполагающие формирование отраслевыми ведомствами типовых форм контрактов и не допускающие отклонение заказчиков от подобного рода типовых форм. Однако это не означает, что на сегодняшний день участники напрочь лишены правовых инструментов предотвращения недобросовестных действий заказчика в процессе исполнения контракта», - отметил специалист.

Так, по его словам, ещё на стадии принятия решения об участии в конкретной закупке следует внимательно изучить документацию и оценить правовые риски заключения контракта в предложенной заказчиком редакции, в том числе, на стадии его исполнения. «Если возникли сомнения, необходимо непременно обратиться к заказчику за разъяснением содержания условий контракта. Если заказчик игнорирует или даёт «обтекаемый» ответ, следует обращаться с жалобой на заказчика в антимонопольную службу. Если «игра не стоит свеч», всегда есть возможность отказаться от участия в закупке. Если же заказчик даёт приемлемый ответ на запрос участника, то можно участвовать и побеждать, поскольку при противоречии условий контракта и содержания ответа заказчика на запрос приоритетное значение будет иметь последний как отвечающий на вопрос «а что конкретно имел в виду заказчик, подобным образом сформулировав условия контракта?», - подчеркнул Андрей Тронин.

Подобные «дыры» и неясности при составлении контрактов приводят к спорным ситуациям в ходе исполнения договоров. Такой случай, как сообщало ИА REX, произошёл с исполнением госконтракта, заказчиком по которому выступает Саратовский государственный технический университет. «Что касается судебного дела, описанного в статье, по моему мнению, учитывая нормы гражданского кодекса о договоре возмездного оказания услуг, заказчик не мог быть принужден к заказу услуг. Это противоречило бы правовой природе услуги, определенной ст.779 ГК, согласно которой обязанности исполнителя ограничиваются совершением определённых действий (осуществлением определённой деятельности) по заданию заказчика. При этом выдача задания является правом, а не обязанностью заказчика. Кроме того, согласно ст.782 ГК РФ, заказчик в любое время вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов», - резюмировала Анастасия Котельникова.

Напомним, Арбитражный суд Саратовской области признал право СГТУ не исполнять условия Договора, заключённого в июне 2011 года. В нём, в частности, прописан объём услуг по размещению информационных материалов, который должен выполнять исполнитель. Предоставлять эти материалы (как прописано в договоре, обязан заказчик - СГТУ) в полном объёме заказчик отказывается.

госзаказ, коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности