RU   EN

print

Изменения в законодательстве в 2018 году

Какие изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году и что с этим делать бизнесу?

На какие изменения в законодательстве непременно стоит обратить внимание топ-менеджерам и собственникам бизнеса – мнение экспертов.

19.01.2018 | Континент-Сибирь | Андрей Березкин

Особенности ведения бизнеса в России меняются от года к году. Рынок не стоит на месте, вместе с ним меняется и его правовая основа. Какие важные изменения вступят в силу в 2018 году? На что обратить внимание собственникам и топ-менеджерам бизнеса и как правильно подстроиться под меняющуюся правовую базу? Об этом корреспонденту «КС» подробно рассказали участники новосибирского юридического рынка, а также представители экспертного сообщества.

Евгений Шурубура, глава юридического отдела компании Plan B

Категории риска

В наступившем году почти все надзорные ведомства, проверяющие бизнес, должны перейти на риск-ориентированный подход. Фактически это означает, что по установленным правительством страны критериям предприятие будет отнесено к одной из шести категорий риска или классу опасности.

Критерии отнесения к той или иной категории или классу для каждой проверяемой деятельности свои и определяются потенциальной опасностью деятельности и тяжестью последствий нарушения требований закона. Например, к высокой категории риска относятся как промышленные объекты, которые несут потенциальную опасность, так и, например, школы и дошкольные учреждения, где последствия чрезвычайных ситуаций могут быть крайне тяжелыми.

Категория риска определит, насколько частыми и объемлющими будут проверки.

В связи с введением нового порядка владельцу предприятия важно точно установить, к какой категории риска или классу опасности оно отнесено, и при необходимости заявить об изменении категории или класса, чтобы не подвергаться проверкам чаще, чем это действительно необходимо.

Новая система взаимодействия с антимонопольными органами

В федеральный закон «О защите конкуренции» планируется внести изменения. Законопроектом предусмотрена разработка на предприятии внутренних правил, призванных обеспечить соблюдение антимонопольных требований (антимонопольный комплаенс).

В случае если такие внутренние акты приняты, собственник и руководитель могут рассчитывать на то, что плановые проверки со стороны федеральной антимонопольной службы будут проводиться не чаще, чем один раз в три года, а размер административных санкций за нарушения антимонопольного законодательства будет снижен.

Кроме того, в некоторых случаях можно будет заявить о том, что нарушения антимонопольного законодательства допущены не юридическим лицом, а отдельным сотрудником, ознакомленным с документами антимонопольного комплаенса, но допустившим такое нарушение. Причем административные штрафы, взимаемые с юридических лиц, кратно превышают те, что могут быть назначены отдельному сотруднику.

Таким образом, преимущества приобретут те, кто заранее разработает и утвердит на предприятиях локальные положения о соблюдении нормативных требований, ознакомит с ними работников (под подпись) и заявит об этом органам федеральной антимонопольной службы.

Предполагается, что подобный подход в будущем распространится и на другие сферы.

Некоторым придется смириться с НДС

Обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по ряду операций перекладывают на налоговых агентов. Пока это будет применяться к операциям, связанным с реализацией лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия и сырых шкур животных в виде эксперимента.

Суть изменений в том, что при закупке этих товаров у плательщиков НДС налог исчисляет и уплачивает покупатель (заготовитель), а не продавец. Так проявляется борьба налоговых органов с серыми схемами на рынке товаров, где собирать налог традиционно проблематично. По этой причине участники операций с металлоломом в 2008 году от обязанности по уплате НДС были освобождены. Однако новые требования к собираемости налогов привели к отмене послабления. При этом проблемы, которые существовали при администрировании НДС, законодатель теперь перекладывает на бизнес.

Если с точки зрения налоговых органов вводимая практика себя оправдает (сбор НДС будет более эффективным), такой порядок будет введен в других отраслях экономики.

Как строить жилье в новых условиях

С июля 2018 года вступают в силу изменения в закон о долевом участии в строительстве. Они обозначают постепенный отказ от долевого участия граждан в строительстве жилья и переход от долевого финансирования к банковскому. С одной стороны, указанные меры будут защищать дольщиков от недобросовестных действий застройщиков или проявлений их финансовой некомпетентности. С другой стороны, наметившаяся тенденция свидетельствует о том, что к финансовым способностям застройщиков и девелоперов больше доверия нет.

Фактическое управление строительной деятельностью (через финансы) перейдет к банкам, более компетентным в вопросах финансирования проектов. Это с одной стороны. С другой стороны, банки будут закладывать обеспечение рисков в стоимость финансирования, что приведет к удорожанию «метров», установлению контроля над прибылью застройщиков и «смещению» части прибыли от реализации коммерческих (не социальных) проектов от девелоперов к банкам.

Возможно, девелоперам, стремящимся сохранить автономию, следует рассмотреть альтернативные способы организации строительства, например, создание жилищно-строительных кооперативов, пока регулирование их деятельности не претерпит существенных изменений.

Наш комментарий:

Анна Шумская, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для бизнес-портала «Континент-Сибирь»:

Для обращения в суд с заявлением о банкротстве теперь необходимо не менее чем за 15 дней до этого опубликовать уведомление о таких намерениях.

Изменение системы госзакупок

С 1 января требования к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, устанавливает Правительство РФ. До этой даты перечень банков, выдающих такие гарантии, определялся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. По новым правилам, перечень банков, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям, ведется Минфином России и размещается на его официальном сайте.

Паспорта внешнеэкономических сделок уходят в прошлое

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций. Взамен старых «паспортов сделок» будет применяться электронный учет контрактов с присвоением им уникальных номеров. При этом устанавливается новое пороговое значение суммы обязательств по контрактам, для которых необходим такой учет (взамен старого «порога» в $50 тысяч): 3 млн рублей — для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей — для экспортных контрактов. Для контрактов с суммой обязательств не более 200 тысяч рублей предусмотрено освобождение от необходимости представления подтверждающих документов. Инструкция также содержит ряд других нововведений и в целом определяет порядок взаимодействия резидентов и уполномоченных банков.

Для обращения в суд с заявлением о банкротстве теперь необходимо не менее чем за 15 дней до этого опубликовать уведомление о таких намерениях

С 1 января для подачи заявления о банкротстве кредитору уже недостаточно иметь на руках вступившее в законную силу решение суда. Законодатель внес изменения в Закон о банкротстве, согласно которым право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, самого должника, работника или бывшего работника должника при условии, что он предварительно опубликует уведомление о намерении подать заявление о банкротстве. Уведомление должно быть опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд.

Таможенники начнут больше пользоваться информационными технологиями, а также упростят и ускорят ряд процедур

В 2018 году ожидается вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был принят государствами-членами ЕАЭС в соответствии с Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС. Принятый кодекс призван заменить действующий Таможенный кодекс Таможенного союза, а также целый ряд существующих международных соглашений в области таможенного регулирования (всего около 16 документов).

В новом Таможенном кодексе особая роль отводится активному внедрению информационных технологий: большинство документов при прохождении таможенных процедур будут оформляться в электронной форме, бумажная же форма будет выполнять вспомогательные функции. Другим направлением развития является упрощение ряда таможенных процедур и сокращение сроков их прохождения. При подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС был учтен национальный опыт государств по отдельным вопросам таможенного регулирования (в частности, в нем нашла отражение практика в сфере контроля таможенной стоимости). К числу особенностей нового Таможенного кодекса следует также отнести расширение международного регулирования: предполагается, что национальное законодательство будет касаться лишь отдельных технических и организационных вопросов (например, порядка работы системы управления рисками).

В настоящее время в состав ЕАЭС входят Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Все государства-члены выразили намерение завершить процедуры по ратификации Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС до 1 января 2018 года. В целях реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС на территории России в 2018 году также планируется принятие нового Федерального закона «О таможенном регулировании», проект которого был разработан Министерством финансов Российской Федерации.

Андраник Авагян, директор юридической компании «ПАКТУМ»

Стандартизированные проверки

Роспотребнадзор собирается стандартизировать свою деятельность. В частности, вводятся чек-листы, которые регламентируют порядок плановых проверок, перечень проверяемых документов и особенности проверок тех или иных учреждений. Проверки для предприятий общепита и салонов красоты будут иметь разные чек-листы.

Чек-листы уже разработаны, и любой желающий может посмотреть соответствующий документ для своего предприятия. Документы эти будут размещены в общем доступе, на сайте Роспотребнадзора. Можно заранее определить нужные точки контроля, которые будут проверяться, и ликвидировать все недостатки. Более того, важно знать, что проверяющий инспектор не может выходить за границы чек-листа. Считается, что чек-листы сформированы в достаточном объеме для конкретной проверки. Чек-листы позволят бороться с злоупотреблениями с одной стороны и минимизировать риски с другой.

Кроме того, с 11 января поступление в Федеральную инспекцию труда информации о заключении с работником гражданско-правового договора является основанием для проведения внеплановой проверки в отношении работодателя.

Виталий Ветров, управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Субсидиарная ответственность

С 2018 года ужесточен процесс банкротства. На этот раз усилилась процедура привлечения к субсидиарной ответственности. Например, введен термин «контролирующее должника лица». Строго говоря, это люди, которые в течение не более трех лет до банкротства компании имели возможность каким-либо образом влиять на управление компанией.

Под такие лица могут попадать финансовые, исполнительные директора, главные бухгалтеры, юристы или люди, вообще не имеющие отношения к управлению компанией. Впрочем, расширение перечня лиц — не единственный бонус. Тут также возможность вне рамок дела о банкротстве привлечь к субсидиарной ответственности виновных лиц, что позволяет существенно снизить издержки кредитору на защиту своих прав. С другой стороны, говорится, что пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, то есть вводится презумпция виновности.

Александр Решетов, генеральный директор ЗАО «Финансово-Правовая Группа «АРКОМ»

Кредитоваться иначе

С 1 февраля 2018 года вступает в силу федеральный закон о синдицированном кредите (займе), который будет регулировать отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, а также отношения между указанными займодавцами (кредиторами).

По договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заемщика денежные средства в размере и сроки, предусмотренные договором для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена договором. К таким платежам, например, может относиться, в частности, уплата вознаграждения за организацию синдицированного кредита (займа).

Такой договор имеет специальный субъектный состав, на стороне заемщика будут выступать только юридические лица или индивидуальные предприниматели, а кредиторами по договору синдицированного кредита (займа) будут только лица, которые указаны в законе.

Синдицированный кредит от привычного обязательства с несколькими кредиторами, в котором исполнение производится по умолчанию в равных долях, отличается тем, что в договоре синдицированного кредита (займа) обозначена доля каждого кредитора, иными словами, платежи заемщика будут распределяться в размере, пропорциональном размеру предоставленных заемщику займов каждым участником синдиката кредиторов.

Иван Озеров, менеджер по развитию информационной безопасности в СФО компании Softline

Обеспечить безопасность критической информационной инфраструктуры

С 1 января вступил в силу ФЗ 187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Он регулирует меры по обеспечению кибербезопасности на предприятиях энергетического комплекса, нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности и других (список довольно обширен). Вывод из строя такого объекта способен парализовать деятельность целого района или населенного пункта, а иногда чреват реальной катастрофой (если речь идет об объектах, работающих в химической или атомной отрасли).

Для реального применения нового закона требуется разработка ряда подзаконных актов, которые конкретизируют требования к организациям и порядок работы. В частности, в ближайшее время ожидается утверждения постановления Правительства РФ «Об утверждении показателей критериев значимости объектов КИИ РФ и их значений, а также порядка и сроков осуществления их категорирования», которое позволит организациям провести инвентаризацию и категорирование своих систем.

При этом искусственно занизить присвоенную объекту категорию значимости не получится, так как итоговый акт категорирования направляется на проверку в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Также уже на этапе формирования окончательного варианта текста находится проект приказа ФСТЭК «Об утверждении требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ РФ», в котором общая структура документа и состав мер по обеспечению безопасности сильно напоминает уже ранее принятые приказы ФСТЭК, регулирующие меры защиты данных при их обработке в информационных системах персональных данных и государственных информационных системах.

Отдельной нитью в теме безопасности КИИ проходит создание и развитие Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), за которую отвечает 8-ой центр ФСБ. Все организации критической информационной инфраструктуры должны организовать своевременную передачу данных в локальные подразделения ГосСОПКА. Предлагаемый принцип деятельности достаточно прост, но при этом эффективен – при обнаружении атаки одним из центров ГосСОПКА, информация об атаке и способах защиты распространяется внутри системы, что позволяет избежать эпидемии.

Сибирские компании активно интересуются темой развития информационной безопасности и соответствия новым нормативным документам, в частности к нам обращаются предприятия в сфере транспорта, энергетики, топливно-энергетического комплекса. И если филиалам больших корпораций спускают сверху методические рекомендации по теме, то местные игроки остаются один на один с выполнением закона и возможной уголовной ответственностью. Мы наблюдаем повышенный интерес к разработке комплексных проектов по защите от киберугроз и построению систем управления информационной безопасностью.

Если ваша компания потенциально попадает в список субъектов критической информационной инфраструктуры, и вы по каким-то причинам еще не начали работы по приведению в соответствие с новым ФЗ, то можно назвать шесть шагов, которых следует совершить, не дожидаясь принятия всех нормативных актов:

  1. Создать рабочую группу по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры.
  2. Уточнить актуальный перечень нормативных документов (принятых и планируемых к принятию).
  3. Пересмотреть решения по текущим или планируемым в ближайшее время внедрениям с учетом требований по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры.
  4. Провести инвентаризацию существующих систем и оценить возможность их отнесения к значимым объектам КИИ.
  5. Провести GAP-анализ для потенциальных значимых объектов КИИ на предмет обеспечения в них информационной безопасности и соответствия нормативным требованиям.
  6. Провести бюджетную оценку приведения в соответствия с требованиями законодательства.

На четырех последних этапах, на наш взгляд, можно привлечь к работе компанию-интегратора для того, чтобы получить квалифицированную консультацию и существенно сократить время, затраченное на проведение работ.

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

банкротство, внешнеэкономические договоры, госзаказ, коммерческое право, корпоративное право, недвижимость, строительство

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности