RU   EN

print

Где сядешь, там и слезешь

Что имеет право потребовать владелец автомобиля от дилера и на чьей стороне закон?

27.10.2015 | Биржа плюс Авто | Сергей Зорин

К сожалению, сфера оказания услуг в нашей стране устроена так, что вы интересны и с вами обходительны ровно до того момента, пока деньги не перешли из вашего кармана к продавцу. Особенно тяжело эта перемена переживается при общении с автодилерами на темы гарантийных обязательств. Что же мы имеем право потребовать от дилера и на чьей стороне закон?

Столкновение интересов

Кризис не кризис, но ежегодно на нашем автомобильном рынке продают пару миллионов автомобилей. Не секрет, что основные деньги дилеры зарабатывают не столько на продаже машин, сколько на дополнительном оборудовании, где накинуть можно и в два, и в три раза, а также на сервисе проданных автомобилей.

Улыбка и учтивость менеджера меняются на недоумевающий взгляд, и вас пытаются убедить, что этот дребезг, скрип, свист и т. д. — всего лишь особенность работы данного автомобиля, а то, что раньше этого не было, оно так и было задумано. Устранять бесплатно какие-либо дефекты им совсем не интересно, отсюда и возникают трения, иногда переходящие в судебные разбирательства.

На защите наших интересов стоит федеральный закон «О защите прав потребителей». Читать подобную литературу без специальной подготовки непросто, а применять и ссылаться на нее в словесных баталиях еще сложнее. Поэтому мы постараемся разобраться и выжать из этой брошюрки то, что нам поможет отстоять свои права при общении как с дилерами, так и с любыми автомастерскими.

Это мои запчасти

Первый этап — сдаем автомобиль в сервис. Многие официальные дилеры обязывают своих клиентов приобретать запасные части и расходные материалы только у них. Стоимость этих деталей, как правило, оказывается в два-три раза выше рыночной. Несмотря на заверения дилера о невозможности гарантировать качество выполненных работ, вы все же вправе требовать выполнения ремонта с использованием предоставленных вами запчастей.

Отдельно стоит упомянуть случаи оказания дополнительных услуг без вашего предварительного согласия. Вы вправе отказаться от оплаты даже уже проделанных работ, если они заранее не были с вами согласованы — например, мойка автомобиля, диагностика.

И дольше века длится ремонт

Законом установлен максимальный срок для выполнения гарантийных работ — 45 дней. Размер материальной ответственности сервиса за превышение сроков по закону составляет минимум 3% за каждый день просрочки от стоимости работ. Если во время ремонтных работ вам повредили автомобиль или же он вовсе перестал быть автомобилем, то сервис обязан либо возместить в двукратном размере стоимость испорченных деталей, материалов, либо в течение трех дней предоставить вам аналогичные детали, материалы или аналогичный автомобиль.

На чьей совести ущерб?

Внезапно проявившийся заводской дефект может в отдельных случаях стать причиной ДТП, в результате которого повреждения может получить не только автомобили, но и другое имущество. Если будет доказано, что ДТП произошло именно из‑за дефекта, то по закону продавец обязан полностью компенсировать причиненный ущерб не только вам, но и третьим лицам. При условии, что данный дефект проявился в течение срока службы автомобиля или его узлов и агрегатов.

Возникает двоякая ситуация: с одной стороны, это делает автовладельца «привязанным» к сервисной станции дилера и, соответственно, его высоким расценкам. С другой стороны, если вы откажетесь от их сервиса, в случае ДТП или иного повреждения автомобиля, вызванного дефектом, рассчитывать на возмещение ущерба со стороны официального дилера будет невозможно.

Новую машину или деньги?

Когда в автомобиле после покупки обнаруживаются дефекты, это, конечно, неприятно, но вполне решаемо. По закону вы можете устранить их по гарантии или же, если вы обнаружили какие-либо недостатки в автомобиле в течение 15 дней с момента покупки, потребовать замены автомобиля или возврата денег. Если же недостаток проявился по истечении 15 дней, то здесь вступает в силу понятие «существенный недостаток», то есть недостаток, который невозможно устранить.

Поскольку в автомобиле практически любую деталь можно заменить, то под этим понятием чаще всего понимают чрезмерно высокую стоимость ремонта или же слишком большие временные затраты на ремонт. Существенным недостатком можно также считать и случаи, когда дефект проявляется несколько раз подряд, даже после ремонта. Требовать возврата денег или замены автомобиля можно и в случаях нарушения установленных сроков на ремонт автомобиля.

На кого жаловаться?

Автовладелец может подавать в суд на продавца, изготовителя, импортера или же на уполномоченную организацию. При обнаружении дефектов претензии следует предъявлять дилеру, продавцу или уполномоченной организации. По поводу возврата денег или замены автомобиля претензии предъявлять нужно изготовителю и импортеру. Сразу же бежать в суд не стоит. Свои претензии необходимо изложить письменно, в произвольной форме на имя директора организации, в двух экземплярах. В документе указать суть претензии и ваши требования. Сотрудники должны поставить на вашей копии отметку о получении претензии, также можно ее отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если организация не отреагирует или отвергнет ваши претензии, тогда и нужно обращаться в суд. Если в результате оценки сумма ущерба составляет менее 50 тыс. рублей, то иск нужно подавать в мировой суд, если более, то в районный. К иску можно добавить и требование о возмещении морального и физического вреда, но его необходимо будет доказать, представив суду соответствующие справки, показания свидетелей.

Кого взять в помощники?

Отстаивать свои права — задача не из легких, особенно против квалифицированных юристов автодилеров, которые, можно сказать, живут в этих судах. Поэтому прежде чем начинать судебные тяжбы, необходимо найти того, кто сможет оказать вам всестороннюю правовую помощь.

Наш комментарий:

Сергей Лукьянов, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для «Биржа плюс Авто»:

Я рекомендую автолюбителям не заниматься «самолечением», а обратиться к квалифицированным юристам, которые специализируются на подобных делах.

«Обычно автолюбители при обращении с гарантийным обслуживанием сталкиваются с проблемами, связанными с тем, что дилер не признает тот или иной случай гарантийным. Например — повышенный расход масла двигателем может быть как гарантийным, так и не гарантийным случаем, в зависимости от норм расхода, установленных изготовителем автомобиля. Если расход превышает норму и не выявлено признаков неправильного использования двигателя — это гарантийный случай, и дилер должен либо найти и устранить дефект, либо заменить двигатель. Обычно дилер проводит экспертизу для установления причин неисправности и возможности ремонта и замены детали. Автолюбитель имеет право присутствовать на такой экспертизе и оспорить ее результаты в судебном порядке или пригласить независимых экспертов для проведения повторной экспертизы.

Если во время ремонта ваш автомобиль будет поврежден, однозначно такой ущерб должен быть оплачен. Если машина во время нахождения на территории дилера получила повреждения, то ответственность за это несет именно дилер. В этом случае важно иметь документ, подтверждающий передачу автомобиля дилеру (накладная, квитанция, справка — любой документ, в котором указано, что у вас приняли транспортное средство в ремонт).

Отказ в предоставлении гарантийного ремонта возможен в случае, если автомобилист нарушал правила управления и эксплуатации автомобиля. Например, допускал перегрев двигателя, работу двигателя в «красной зоне», использовал автомобиль как тягач для груза, свыше разрешенного производителем.

При отказе в гарантийном ремонте по лакокрасочному покрытию автомобиля, такой отказ допускается, если поверхность машины подверглась воздействию агрессивных сред (щелочь, кислота, тополиные почки). В любом случае при отказе от гарантийного ремонта дилер должен обосновать такой отказ. Обычно это делается при помощи экспертизы. Если дело перейдет в суд, рядовому автомобилисту вполне реально отстоять свои права и выиграть процесс. Но в таких делах очень много зависит от экспертизы и действий самого автолюбителя.

Решения в пользу автомобилистов суд выносит, и это не редкость. Я рекомендую автолюбителям не заниматься «самолечением», а обратиться к квалифицированным юристам, которые специализируются на подобных делах, — в этом случае автовладелец сможет получить как минимум консультацию — стоит ли вообще заниматься судебным делом или лучше договариваться с дилером мирно».

договорное право, коммерческое право, юридические консультации, юридическое обслуживание

Похожие материалы

Юридические услуги
Коллекторские услуги

Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Патентные услуги
Регистрационные услуги      

Политика информационной безопасности