RU   EN

print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Эффективность системы исполнения

Стоит ли ждать введения в России института частных судебных приставов?

Правовая газета «Статус», 1-2(32)/2014

В последнее время частенько стал подниматься вопрос о возможности введения института частных судебных приставов наряду с государственными для решения проблем, сложившихся в организации работы по исполнительному производству. Мы решили задать провести опрос среди практикующих юристов на тему повышения эффективности исполнения. Вопрос, который задавался нашим респондентам: «Сталкивались ли Вы как взыскатель или его представитель с проблемами при исполнении исполнительных документов, находящихся у судебных приставов-исполнителей? Если да, то связаны ли были эти проблемы с невозможностью исполнения решения (например, полным выводом имущества должника) или же с организацией работы судебных приставов-исполнителей? Как Вы считаете, поможет ли введение института негосударственных судебных исполнителей повышению количества и качества исполнения судебных решений?»

Игорь Голубицкий, директор Юридической компании «Правоведофф»

Вопрос о необходимости реформирования и совершенствования системы исполнения судебных решений стоит очень остро. Федеральная служба судебных приставовзавалена делами. Большое внимание служба уделяет социальным взысканиям - алименты, и взысканиям в пользу государства - штрафы и сборы. Эти дела составляют по некоторым оценка от 50% до 75% от общей массы исполнительных производств.

Имеются большие системные проблемы в работе нынешней системы исполнения судебных решений. Высокая загруженность приставов-исполнителей, отсутствие личной материальной заинтересованности пристава во взыскании, низкие профессиональные качества приставов (это следствие невысокой заработной платы), проблемы в материально-техническом обеспечении службы, несовершенство законодательства об исполнительном производстве.

Все эти вопросы необходимо решать. На это уйдут годы и миллиарды бюджетных средств. Одновременно с этими реформами необходимо пойти по пути создания внебюджетной службы (частных) судебных приставов, которые, по сути, будут являться коммерческими структурами, финансируемыми за счет взыскателей.

При этом частные приставы Не являются коллекторами. Они будут действовать строго в рамках законодательства об исполнительном производстве: они либо будут проходить лицензирование, либо входить в саморегулируемые организации.

Частные приставы должны быть альтернативой государственной службе, но не полностью заменять ее. Взыскатель сам будет решать - передать дело государственной службе или коммерческой структуре.

Владимир Кольцов, президент Свердловского отделения Всероссийской полицейской ассоциации

Необходимость создания института негосударственных судебных исполнителей актуален по ряду причин:

  1. Снять объем вала материалов, которые не в состоянии переработать служба судебных приставов.
  2. Улучшить качество работы по всему объему материалов и сократить сроки рассмотрения материалов.
  3. Исключить возможную коррупционную составляющую, которая может иметь место в процессе избирательного рассмотрения решений. При наличии значительного объема не рассмотренных решений и имеющейся информации и другим объективным данным, особенно по частным лицам и предприятиям малой формы собственности (не государственные формы).
  4. Обеспечить сбалансированное участие народа в государственном процессе управления по исполнению судебных решений.
  5. При более значительной совокупности исполненных судебных решений, поднимается интеллектуальное и правовое сознание всего общества.
  6. Дальнейшая возможность перехода к саморегулируемым организациям и сокращения государственного механизма.

Наш комментарий:

Андрей Тишковский, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для правовой газеты «Статус»:

Введение института негосударственных судебных исполнителей имеет хорошую перспективу повышения эффективности взыскания долгов в исполнительном производстве.

Хочу отметить, что служба судебных приставов развивается, а исполнительное производство по простым делам становится эффективнее. Наконец-то пристав может за сутки получить информацию о недвижимости должника, о банковских счетах юридического лица из ФНС, и даже количестве денег и счетов в ряде крупных банков путем оперативного обмена информацией. Ранее это составляло немалые трудности: за сутки это сделать было невозможно, а приставы не так давно ждали ответы на свои запросы до 2-3 месяцев. Серьезным прорывом можно назвать базу исполнительных производств на сайте ФССП и некоторые другие IT-решения, которые не анонсируются в прессе.

Мы постоянно сотрудничаем с судебными приставами-исполнителями, нерешенных проблем в этой сфере остается достаточно много. Это и организационные вопросы, которые, прежде всего, связаны с колоссальной нагрузкой (от 1500 до 3000 производств в год на одного пристава-исполнителя), и кадровые проблемы, которые связаны с «текучкой» специалистов, нехваткой опытных профессионалов и низкой оплатой труда.

Традиционно не все долги можно взыскать, но есть и такие сложные дела, в которых судебный пристав-исполнитель при комплексном подходе может добиться взыскания. Однако для этого нужно много времени, которого у приставов просто нет. Например, взыскание долга с должника, арендующего землю, может сопровождаться сложной процедурой регистрации прав собственности на вновь построенные им объекты недвижимости; чтобы обратить на них взыскание, могут понадобиться и другие незаурядные направления работы пристава-исполнителя. Зачастую невозможность исполнения судебных решений и других актов очевидна уже заранее, но ряд сложных дел порой становятся неисполнимыми именно потому, что пристав не умеет работать с нетипичными производствами в установленный законом срок, даже несмотря на посильную помощь взыскателя.

Введение института негосударственных судебных исполнителей является жизнеспособным вариантом для решения нескольких важных проблем, и имеет хорошую перспективу повышения эффективности взыскания долгов в исполнительном производстве, при этом не потребует колоссальных затрат со стороны государства.

Порадовал опыт Казахстана, где введение этого института снизило нагрузку на государственных приставов в 2013 году на 7% по сравнению с 2012 годом (по данным Минюста Республики Казахстан). Этот институт в Казахстане еще полноценно не прижился, и, по моему мнению, нам еще только предстоит услышать о более значимых достижениях частных приставов в Казахстане. Не стоит затягивать и нам. Появление негосударственных приставов улучшит текущее положение по принудительному исполнению в России.

коллекторские услуги, коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности