print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Дизайн индийского авианосца запатентован

Конструкторы заработают, если кто-то в России захочет произвести второй и каждый последующий корабль, аналогичный авианосцу «Викрамадитья»

17.09.2015 | Газета "Известия" | Эльдар Ахмадиев

Государственное Невское проектно-конструкторское бюро в августе получило патент на промышленный образец авианосца. Источник, близкий к петербургскому бюро, сообщил «Известиям», что речь идет о патенте на дизайн авианосца «Викрамадитья», который бюро сделало для военно-морских сил Индии в 2013 году. «Викрамадитья» был создан на основе тяжелого советского и российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (до 1990 года назывался «Баку»).

Обозреватель портала о военно-морском флоте Flot.com Сергей Сочеванов подтверждает, что изображенное судно — «Викрамадитья».

— Внешне корабль очень похож на индийский авианосец, который был переделан из советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и в 2013 году отправился в Индию. Достаточно логично, что после завершения работы над авианосцем «Викрамадитья» бюро подало заявку на получение на него промышленного патента, — отметил Сочеванов.

По его словам, с точки зрения дизайна «Викрамадитья» существенно отличается от «Адмирала Горшкова» (еще более старое название — «Баку», и проект аналогичных кораблей был разработан Невским ПКБ в 1970 году).

— У «Горшкова» не было мачты, которая стоит позади надстройки, впереди у него стояли противокорабельные ракеты, артиллерийские установки, реактивные бомбометы, системы ПВО ближней зоны, — рассказал он.

Патент будет действовать 15 лет, это общий срок действия правовой защиты на дизайн.

— Получение патента позволит Невскому проектно-конструкторскому бюро потенциально получать отчисления, если кто-то в России захочет произвести еще один корабль этой серии, — сказал «Известиям» старший партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев.

Наш комментарий:

Максим Лабзин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «Известия»:

Без лицензионного договора с бюро нельзя изготавливать корабль на территории России.

Максим Лабзин, партнер группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, подтвердил, что без лицензионного договора с бюро нельзя изготавливать корабль на территории России — но запретить c помощью именно российского патента индусам или китайцам изготавливать такой же корабль в Индии или Китае нельзя, для этого необходимо получение аналогичного патента соответственно в Индии и Китае. Тем не менее в базах патентов этих стран обнаружить соответствующего патента не удалось.

Представители Невского проектно-конструкторского бюро не ответили на запрос «Известий».

— Если бы не этот проект [«Викрамадитья»], то тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» за $5–6 млн был бы продан на металлолом, а так в Россию пришло более $3 млрд для различных отраслей промышленности. Только петербургским заводам дали заказы на 4 млрд рублей. Возродилось специфическое авианосное производство, — говорил в начале 2014 года гендиректор ОАО «Невское ПКБ» Сергей Власов.

Российские власти продали авианосец «Викрамадитья» ВМФ Индии в 2004 году за $1 — но реконструировали корабль российские предприятия, которые получили заказы до 2013 года (когда корабль в итоге был принят на вооружение Индии) не менее чем на $2,5 млрд. Корабль стал флагманом ВМФ Индии, полное водоизмещение — 45 тыс. т, длина по ватерлинии 257 м, экипаж до 1,6 тыс. чел, максимальная скорость — 32 узла, авиационная группа состоит из 14–16 самолетов МиГ-29К, двух МиГ-29КУБ, до 10 вертолетов Ка-28, Ка-31, Hal Dhruv. Первоначально спущен на воду в 1982 году.

В мире всего 37 действующих авианосцев — это капиталоемкие корабли стоимостью от нескольких миллиардов долларов. У США сейчас их 19 (из них 10 с атомной силовой установкой), у России — один авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианосцы входят в категорию наступательных вооружений, и поскольку у России оборонительная доктрина (которая, кстати, также избавляет от необходимости содержать такие суда с экипажем в несколько тысяч человек) — то российские военные не заявляли о необходимости таких машин. Разговоры об авианосцах начались пару лет назад, а в 2014-м замглавкома ВМФ РФ по вооружению Виктор Бурсук заявил, что в военный флот планируется включить «принципиально новый» авианосец. В феврале 2015 года был продемонстрирован макет от Крыловского государственного научного центра (см. иллюстрацию ниже), но, судя по всему, это не окончательный вариант — в июле начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов сообщил, что проектированием нового отечественного авианосца занимаются Невское ПКБ и Северное ПКБ. Госпрограмма вооружения до 2020 года строительства авианосца не предполагает.

— Никто в России не строит авианосцы. В настоящее время таких расходов страна себе позволить не может, да и потребности в нем объективно пока нет, после 2020 года ситуация может измениться, — сказал «Известиям» военный эксперт Игорь Коротченко.

В 2014 году гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов говорил в интервью «РИА Новости», что у перспективного авианосца России существует два варианта — атомный и неатомный.

— Первый будет больше и дороже, второй — чуть меньше и дешевле. Мы готовы проектировать и тот и другой. Американский авианосец стоил в недалеком прошлом $11 млрд, то есть 330 млpд рублей. Сегодня он стоит уже $14 млрд. Наш авианосец будет, разумеется, дешевле — от 100 до 250 млрд рублей. Если его оснастить различным оружием, то цена резко возрастет, если поставить только зенитные комплексы, стоимость будет меньше. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение составит 80–85 тыс. т. Если он будет неатомный — то 55–65 тыс. т. Кроме того, есть условная норма, что на 1 тыс. т водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если будет 65 тыс. т, то сможет базироваться 50–55 самолетов, если 85 тыс. т — порядка 70 разных летательных аппаратов.

интеллектуальная собственность, патенты

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности