print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Бюджет не будет платить за торги

Правительство уточняет порядок приватизационных сделок.

Александр Латыев: «Проект предлагает переложить расходы на уплату вознаграждений организаторам продажи госимущества на покупателей».

17.05.2016 | КоммерсантЪ | Софья Окунь

Правительство внесло в Госдуму законопроект, уточняющий порядок приватизационных сделок: вся официальная информация о торгах будет публиковаться только на Torgi.gov.ru, а их организатор будет получать не вознаграждение из бюджета, а процент от продажи имущества. Последнее позволит сэкономить бюджетные средства, переложив расходы на администрирование торгов непосредственно на их победителей.

Поправки к закону о приватизации (178-ФЗ) подготовило Минэкономики. Ведомство предлагает сделать единственным официальным источником информации о торгах сайт Torgi.gov.ru. Другие сайты продавцов государственного или муниципального имущества станут дополнительным источником сведений. Сейчас информацию о торгах можно найти, например, на сайтах местных имущественных фондов или на порталах регионов. В пояснительной записке к проекту говорится, что сейчас распространены «злоупотребления, связанные с попытками ограничить свободный доступ участников рынка к информации о начале продажи объекта и об условиях продажи».

Правительство также предлагает дополнить статью закона 178-ФЗ, в которой говорится о вознаграждении независимого продавца. В нее добавится оговорка о том, что сумма вознаграждения не входит в цену продажи федерального имущества и подлежит выплате за счет средств победителя аукциона либо средств от продажи. Разработчики считают, что это позволит снизить бюджетные расходы, поскольку бремя оплаты услуг организатора торгов перекладывается с бюджета на победителя торгов. Возможную выгоду от будущих продаж в Минэкономики оценить не смогли.

Отметим, что это регулирование не будет распространяться на сделки «большой приватизации», одобряемые по решению правительства, и на продажу акций и земельных участков без недвижимости (не подпадающую под 178-ФЗ).

В будущем торги через независимые площадки должны стать основной формой отчуждения имущества, отмечают разработчики. Продажи будут эффективны, так как продавца мотивирует вознаграждение — процент от цены продажи имущества, считают они. Такой механизм опробован при продаже военного имущества, говорится в пояснительной записке. Отметим, в 2015 году представители Минобороны сообщали, что от продажи военного имущества (в основном на металлолом) удалось выручить 4 млрд рублей.

Ранее Росимущество информировало, что в 2015 году объем приватизационных сделок составил 7,4 млрд руб. В 2017–2019 годах ведомство планирует получать от «малой приватизации» 5,51 млрд руб. ежегодно (5,3 млрд руб. от продажи акций и 0,21 млрд руб. от продажи прочего имущества).

По мнению председателя комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты Антона Емельянова, идея единого сайта уже реализована в области госзакупок и хорошо себя зарекомендовала. «Новеллы упростят доступ к информации и повысят конкуренцию», — считает он.

Наш комментарий:

Александр Латыев, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Похоже, подлинная цель законопроекта — по возможности, минимизировать «головную боль» для чиновников, переложив все администрирование торгов непосредственно на их организаторов.

Александр Латыев, партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, отмечает: «Проект фактически предлагает переложить расходы на уплату вознаграждений организаторам продажи госимущества с государства на покупателей. Это, конечно, снизит бюджетные расходы, но по экономической логике должно снизить и бюджетные доходы от продажи имущества, коль скоро в случае принятия закона суммы вознаграждения  пусть не юридически, но фактически  все равно будут заложены в цену приватизируемого имущества.

Некоторым лукавством выглядят пояснения разработчиков проекта о том, что переложение этих расходов на покупателя не будет для него обременительным, «потому что общая уплачиваемая им сумма соответствует его возможностям приобрести имущество точно так же, как если бы он уплачивал только цену продажи, определенную по итогам торгов»: как раз нет  на сегодняшний день покупатель платит столько, сколько получилось по итогам торгов. В новом же варианте ему придется держать в уме необходимость доплатить еще и организатору торгов. Конечно, опытные покупатели учтут это, но нельзя не вспомнить известный сюжет Ильфа и Петрова, когда их герои не смогли приобрести все двенадцать стульев разом из-за того, что у них не хватило денег на комиссию аукционера.

Вряд ли подобная ситуация возникнет здесь: проект преследует не столько экономические цели, сколько цель изменения администрирования платежей организаторам аукционов: им придется теперь требовать свое вознаграждение не с государства (у которого деньги есть всегда), а с покупателей, где уже возможны нюансы. Зато чиновники отчитаются об уменьшении бюджетных расходов.

Что же касается концентрации всей информации только на одном сайте, то это правильное решение. Более того, сегодня оно уже является стандартом де-факто: при возникновении споров в первую, вторую и третью очередь смотрят именно на «главный» сайт torgi.gov.ru, а на остальные  только во вспомогательных целях.

Похоже, подлинная цель законопроекта  по возможности, минимизировать «головную боль» для чиновников, переложив все администрирование торгов непосредственно на их организаторов».

госзаказ, коммерческое право, недвижимость, приватизация

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности