print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Борьба с офшорами в России

ФНС рассчитывает на помощь иностранных коллег в борьбе с офшорами.

11.09.2014 | Сейчас.ру | Андрей Гэу

В случае ратификации Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах ФНС РФ сможет проводить налоговые проверки в зарубежных странах. Такого мнения придерживается руководитель службы Михаил Мишустин.

В ходе выступления на расширенном заседании ведомственной коллегии глава ФНС, в частности, отметил, что в связи с глобализацией схемы минимизации налогов все чаще замыкаются на офшорах и низконалоговых юрисдикциях. В результате вопросы деофшоризации выходят на первые позиции в повестке дня налоговых администраций.

Присоединяясь к Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах, Россия получит право на проведение совместных налоговых проверок в зарубежных странах. Кроме того, у налоговиков появится право требовать взыскания налоговой задолженности при административной поддержке иностранных коллег.

Наш комментарий:

Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для бизнес-издания Сейчас.ру:

Государству право участвовать в проверочных мероприятиях на территории иных государств даст возможность, в частности, повысить эффективность применения будущего закона о контролируемых иностранных компаниях.

Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

Необходимо отметить, что Михаил Мишустин очень оптимистичен. Дело в том, что Международная конвенция по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах, как следует из ст. 28 самой Конвенции, открыта для подписания Государствами - членами Совета Европы и странами - членами ОЭСР. Если в Совет Европы Россия входит, то с членством в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ситуация принципиально иная: 13 марта 2014 года ОЭСР приостановила принятие России в члены этой организации на неопределенный срок. А учитывая текущую политическую ситуацию, рассчитывать на скорое принятие России в ОЭСР, на мой взгляд, сложно.

Конечно, с учетом того, что российская экономика является частью глобальной, рано или поздно Россия вступит и в ОЭСР. Тем более, что в настоящее время уже все государства понимают, что эффективно бороться с налоговой оптимизацией внутри отдельной страны невозможно, большинство схем минимизации налогообложения, как правило, трансграничны, используют несколько юрисдикций, включая оффшорные.
Поэтому развитие такого «трансграничного» налогового администрирования - это разумная и закономерная общемировая тенденция. Уже сейчас налоговые органы различных государств все больше обмениваются информацией, эта информация все более полна и актуальна. То есть, практика международного сотрудничества в области налогового администрирования сложилась и активно развивается. Хотя пока это, прежде всего, обмен информацией. Показательно, что, несмотря на политические разногласия с США, Служба внутренних доходов США (IRS) активно и полно отвечает на запросы российских налоговых органов о предоставлении информации. Так же аккуратно отвечает на запросы IRS Федеральная налоговая служба РФ.

Что касается права проводить «налоговые проверки за границей», необходимо учитывать, что в Конвенции речь не идет о праве налоговых органов одного государства проводить самостоятельные проверки за границей, в другом государстве. Конвенция предусматривает только присутствие представителей компетентного органа Государства-заявителя (например, РФ) при проведении соответствующего этапа налоговой проверки налоговым органом соответствующего государства. При этом, для такого присутствия необходимо разрешение «компетентного органа» государства, в котором проводится проверка.
Тем не менее, даже такая форма налогового контроля должна существенно увеличить эффективность проверочных мероприятий по сравнению с обычным обменом информацией.

Государству право участвовать в проверочных мероприятиях на территории иных государств даст возможность, в частности, повысить эффективность применения будущего закона о контролируемых иностранных компаниях. Поскольку для эффективного начисления российскому бенефициару налогов с дохода контролируемой им иностранной компании у российских налоговых органов должна быть возможность доказать, во-первых, факт того, что иностранная компания контролируется российским резидентом, во-вторых, документально подтвердить размер дохода этой иностранной компании.

Алексей Аржанников, юрист холдинга «Люди Дела»

Ратификация Россией Международной конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах позволит нашим налоговым органам не только проводить налоговые проверки в зарубежных странах, но и (что более важно) получать от иностранных партнёров информацию и документацию относительно имущества и операций налогоплательщиков-должников за рубежом. Также сотрудничество стран, ратифицировавших данную Конвенцию, подразумевает содействие во взыскании налогов, включая меры по аресту и реализации имущества налогоплательщиков-должников.

Однако нужно заметить, что подобное сотрудничество возможно лишь между государствами, ратифицировавшими данную Конвенцию. Таких государств на настоящий момент 55, и в этом списке, по понятным причинам, нет популярных оффшорных юрисдикций (таких как Кипр, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Панама). Ратификация Россией данной Конвенции, безусловно, позволит в незначительной степени пополнить бюджет за счёт имущества налогоплательщиков-должников, находящегося за рубежом, однако поставленная руководством нашей страны цель по деофшоризации российской экономики по-прежнему далека. Ратификации Конвенции по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах – лишь один из многих необходимых шагов по выводу налогоплательщиков из оффшорной тени.

налоговое право, офшоры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности